Война против хуситов является частью обостряющейся борьбы за моря
Изображение: Рикардо Рей
По всему миру после десятилетий затишья в океанах надвигается шторм. В Красном море ополченцы-хуситы совершили десятки нападений на корабли с помощью беспилотников и ракет, сократив контейнерную активность в Суэцком канале на 90%. 12 января Америка и Великобритания ответили более чем 60 морскими и воздушными атаками на цели хуситов в Йемене в попытке восстановить свободный проход, расширив масштабы ближневосточного конфликта. Президент Джо Байден пригрозил дальнейшими военными действиями и заявил, что Америка не позволит «враждебным субъектам поставить под угрозу свободу судоходства на одном из самых важных торговых маршрутов в мире».
Эскалация в Красном море отражается на морском хаосе в других местах. Черное море заполняется минами и искалеченными военными кораблями; В этом году Украина надеется вытеснить российский флот из Крыма, где он находится со времен Екатерины Великой. Балтийское и Северное моря сталкиваются с теневой войной трубопроводных и кабельных диверсий. А в Азии наблюдается крупнейшее наращивание военно-морской мощи со времен Второй мировой войны, поскольку Китай пытается принудить Тайвань к объединению, а Америка стремится сдержать китайское вторжение. После выборов на Тайване 13 января напряженность там может резко возрасти.
Эти события не случайны, а являются признаком глубокого сдвига, происходящего в океанах планеты. Мировая экономика по-прежнему глобализирована. Около 80% торговли по объему и 50% по стоимости приходится на флот из 105 000 контейнеровозов, танкеров и грузовых судов, которые бороздят океаны днем и ночью, считаясь само собой разумеющимся для людей, чьи средства к существованию зависят от них. Тем не менее, соперничество сверхдержав и упадок глобальных правил и норм означают, что геополитическая напряженность углубляется. Неизбежным и недооцененным следствием этого является то, что океаны впервые со времен холодной войны стали спорной зоной.
Стремление к возможностям и порядку на море имеет долгую историю. В 17 веке голландский юрист Гроций сформулировал принцип свободы судоходства, а в 19 веке Великобритания обеспечила его с помощью Королевского флота и сети портов и фортов. Открытый океан был закреплен в порядке, сложившемся после 1945 года, а с 1990-х годов морской мир отражал рост глобализации и американской мощи. Это подчеркивало гиперэффективность и чрезвычайную концентрацию. Сегодня 62% контейнеров перевозят пять азиатских и европейских фирм, 93% судов строят Китай, Япония и Южная Корея, а 86% утилизируются в Бангладеш, Индии или Пакистане. Специализированная роль ВМС США заключалась в том, чтобы быть почти монопольным поставщиком безопасности, используя более 280 военных кораблей и 340 000 моряков.
Эта обширная и сложная система сталкивается с двумя проблемами. Одна из них чревата геополитикой. Наращивание военно-морского флота Китая означает, что первенство ВМС США в Тихом океане оспаривается впервые с 1945 года. Субъектов-жуликов стало больше. Хуситы, поддерживаемые своим спонсором Ираном, доказали свою устойчивость к атакам со стороны Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов, что говорит о том, что они не будут быстро подавлены американскими и британскими ударами. Как и хуситы, диктатор Эфиопии, не имеющий выхода к морю, арендует военно-морскую базу на Красном море в соседнем Сомалиленде. Морское право находится в упадке. Китай игнорирует решения трибуналов, против которых он возражает. А использование Западом санкций спровоцировало бум контрабанды: 10% всех танкеров являются частью анархического «темного флота», действующего вне рамок основных законов и финансов — в два раза больше, чем 18 месяцев назад.
Геополитические ветры усиливаются из-за технологических и климатических потрясений. Китай инвестировал в противокорабельные ракеты, отодвигая корабли ВМС США дальше от берега. Распространение оружия означает, что такие ополченцы, как хуситы, теперь обладают крылатыми ракетами, возможностями, которыми до недавнего времени обладали только государства. Экономика знаний — и доминирование Уолл-стрит и Кремниевой долины — зависят от 600 с лишним подводных кабелей передачи данных, уязвимых для саботажа. Климатические сдвиги меняют географию и стимулы. Панамский канал испытывает недостаток воды (см. раздел «Северная и Южная Америка»); торговые пути расширяются в Арктике по мере ее таяния; А бум «зеленой» энергетики катализирует борьбу за добычу полезных ископаемых на морском дне.
Поэтому в открытом море нависает беспорядок. Одной из издержек станут временные сбои в торговле. Морская торговля составляет около 16% мирового ВВП. Система доставки адаптируется, но только до определенного момента. Одиночные удары часто могут быть поглощены. Атаки хуситов до сих пор вызывали всплеск страховых и транспортных ставок, но пока не привели к более широкому росту цен, потому что на контейнерном и энергетическом рынках есть свободные мощности. Но это может легко измениться. Цены на нефть выросли на новостях об американских и британских атаках, и если перебои распространятся на Ормузский пролив, через который проходит большая часть мировой нефти и газа, или если Иран примет непосредственное участие, они могут вырасти еще больше.
А когда рынки напряжены или происходят синхронные потрясения, штраф может быть высоким. Кризис судоходства после локдауна в 2021 году и перебои с зерном в Причерноморье в 2022 году вызвали мировую инфляцию. Несмотря на то, что доставка составляет небольшую долю в конечной цене большинства продуктов, непредсказуемость в море приведет к тому, что компании сократят свои цепочки поставок, что увеличит затраты.
Крупномасштабные конфликты на море могут иметь разрушительные последствия. Морские столкновения имеют свои отличительные особенности, потому что сложность быстрого усиления флота означает, что эскалация менее вероятна, чем на суше. Тем не менее, легко определить, где может вспыхнуть конфликт. Атаки, скажем, со стороны Ирана или России на трубопроводы, маршруты сжиженного природного газа или кабели передачи данных могут нанести серьезный ущерб. Размолвки из-за стратегических островов могут спровоцировать конфронтацию в Южно-Китайском море и Индийском океане (см. раздел «Азия»). А эмбарго более развитых экономик, чем Россия или Иран, может нанести огромный ущерб. Моделирование Bloomberg показывает, что блокада Тайваня и ответные меры Запада сокращают мировой ВВП на 5%.
Все это свидетельствует о необходимости сдерживания игроков-нарушителей и враждебных государств. Тем не менее, нет легкого пути назад к спокойным водам 1990-х годов. Призывы к соблюдению универсальных законов вряд ли увенчаются успехом. Зависимому от торговли Китаю есть что терять, но он хочет обойти западные санкции и преследовать незаконные претензии в Южно-Китайском море. Не помогает и то, что Америка не ратифицировала главный глобальный договор по морскому праву. Запад также не может быстро восстановить свое военно-морское господство после хронического недофинансирования. Имея жалкие 5% мировых мощностей верфей, ему потребуется десятилетия для восстановления своего флота.
Мертвый штиль
Нужен другой ответ. Западные страны должны удвоить усилия по поддержанию своего технологического превосходства, например, в подводных лодках и автономных судах. Решающее значение имеет сотрудничество между правительством и частным сектором в мониторинге уязвимой морской инфраструктуры, такой как трубопроводы, а также морские и спутниковые резервные кабели для передачи данных.
Кроме того, альянсы должны быть расширены, чтобы предоставить больше ресурсов для патрулирования морей. Америка восстанавливает свои азиатские военно-морские пакты, и наметившаяся реакция на хуситов в Красном море может в конечном итоге стать моделью. В то время как Америка и Великобритания нанесли последние удары по хуситам, четыре другие страны оказали военную поддержку, а в настоящее время в Красном море активно действуют гораздо более крупные военно-морские силы, в том числе азиатских государств. Из-за высоких ставок поддержание морского порядка является наименьшим общим знаменателем международного сотрудничества. Это то, под чем должны подписаться даже изоляционисты. Без него мировая экономика была бы потоплена.