Более 3 000 грузовиков застряли на четырех пограничных переходах | Омар Маркес/Getty Images
Первое, что замечал украинец, въезжая в Польшу в прошлом году, — это волонтерские группы, которые встречают измученных беженцев горячей едой, теплой одеждой, предлагают комнаты и автобусы, чтобы бесплатно развезти их по городам по всей Польше.
Теперь первое, на что обращают внимание украинцы, — это огромная очередь грузовиков, ожидающих пересечения пограничного пункта пропуска «Дорогоуск» из-за блокады польскими дальнобойщиками, которая началась 6 ноября.
Более 3 000 грузовиков застряли на четырех пограничных переходах; время ожидания составляет до трех недель, и по крайней мере один водитель погиб, оказавшись в ловушке. Протестующие разбили лагерь в палатках, припорошенных снегом, согреваясь у костров в открытых бочках, в то время как водители, одетые в светоотражающие жилеты, стоят у своих грузовиков, многие из которых курят и смотрят на мигающие синие огни полицейских машин, следящих за ситуацией.
«Водители вынуждены ждать в чистом поле, без надлежащих запасов еды и без нормальных туалетов», — сказал POLITICO заместитель министра инфраструктуры Украины Сергей Деркач. Он добавил, что правительство готовится эвакуировать сотни водителей, оказавшихся в ловушке.
Для отношений Киева с Европой блокада границ является серьезным кризисом и дает горькое предвкушение надвигающихся проблем интеграции Украины с ее огромным сельскохозяйственным сектором и дешевыми, но хорошо образованными рабочими в общий рынок ЕС.
Трансграничные торговые потоки необходимы для поддержания экономики Украины во время войны, но польские дальнобойщики рассматривают украинских водителей как конкурентов с низкими издержками, которые подрывают их бизнес. К ним присоединились польские фермеры, возмущенные тем, что импорт украинского зерна наносит им ущерб из-за падения внутренних цен.
Злится не только Киев.
В среду Европейская комиссия выступила с резкой критикой за «полное отсутствие участия» Варшавы в прекращении кризиса.
«Польские власти должны следить за соблюдением закона на этой границе», — заявила в Брюсселе комиссар по транспорту Адина Валеан. «Хотя я поддерживаю право людей на протест, весь ЕС, не говоря уже об Украине, стране, которая в настоящее время находится в состоянии войны, не может быть взят в заложники, заблокировав наши внешние границы. Все очень просто».
Валеан предупредил, что если Польша не будет действовать, Еврокомиссия может наказать Варшаву за «несоблюдение правил или неприменение закона».
Но Польша испытывает трудности с реакцией из-за политической неопределенности, вызванной парламентскими выборами в прошлом месяце.
Министр инфраструктуры Анджей Адамчик в понедельник написал обращение к своему украинскому коллеге, призвав Киев удовлетворить требования дальнобойщиков. Польские водители хотят, чтобы ЕС отменил благоприятный режим, который он предоставил украинским перевозчикам после начала войны, позволив им перевозить грузы из Украины в любую точку блока почти без формальностей; это же правило распространяется и на компании ЕС, вывозящие товары в Украину.
Еврокомиссар по транспорту Адина Валеан | Фото пула Франсиско Секо из Getty Images
Адамчик хочет, чтобы Валеан изучила возможность восстановления разрешений на международные перевозки для украинских перевозчиков, а Польша планирует поднять этот вопрос на Транспортном совете 4 декабря.
Но понедельник был последним рабочим днем Адамчика. Он был заменен на посту министра инфраструктуры Элвином Гаджадуром в кабинете министров, который, как ожидается, продержится всего две недели, прежде чем новое оппозиционное правительство во главе с бывшим премьер-министром Дональдом Туском вступит в должность.
Туск осудил неспособность правительства решить этот вопрос.
“Поскольку они притворяются, что сформировали реальное правительство, они могут притворяться, что занимаются реальными проблемами”, – сказал он во вторник.
Политические оппортунисты
Нестабильность в Варшаве открывает двери для активистов польской ультраправой партии «Конфедерация».
«До войны украинцы осуществляли 160 000 грузоперевозок. В этом году их было почти 1 миллион», — сказал Рафал Меклер, владелец автотранспортной компании из Мендзыжеца-Подляского на востоке Польши.
Но Меклер не просто рядовой дальнобойщик. Он также является политиком Конфедерации, который принимал активное участие в организации протестов на границе. Его страница в Фейсбуке изобилует критикой в адрес Украины, а его партия является самой скептически настроенной в Польше по отношению к союзу с Киевом.
В одном из постов Меклер сравнил Украину с «избалованным мальчишкой».
«Мы боремся за наш транспортный бизнес, а не против Украины. Но Украина окопалась и не сдвинется ни на дюйм, давая нам эту эмоциональную риторику о войне и о том, как мы блокируем лекарства», — сказал Меклер.
Несмотря на то, что польские протестующие утверждают, что пропускают жизненно важные и военные грузы, Деркач сказал, что на практике это очень сложно, поскольку он видел, как грузовики с топливом и гуманитарной помощью не могли прорваться через затор.
«Они пропускают через границу около 30 грузовиков в день. Как мы вообще можем говорить, что они имеют на это право? Что это, осада раздираемой войной страны?» — говорит Алексей Давыденко, владелец украинской сети медицинских поставок «Медтехника».
Новый министр сельского хозяйства Польши Анна Гембицка заявила, что утверждения о том, что гуманитарные и военные задерживаются, «не соответствуют действительности».
Она возложила вину за проблемы на границе на вторжение России и на «безответственную» политику ЕС, «который не видит проблем Польши и [других] приграничных стран». Она добавила, что хочет встретиться с комиссаром по экономике Валдисом Домбровскисом, чтобы объяснить точку зрения Польши.
Киев заявляет, что двое украинских водителей погибли во время ожидания; Польская полиция говорит, что да.
До сих пор украинское правительство не отказывается от своего требования к ЕС придерживаться прошлогоднего соглашения о том, что его водители должны быть допущены в страну.
Одной из главных проблем для поляков является то, что Украина использует электронную систему маркировки для всех грузовиков, стоящих в очереди на пограничных переходах. Поляки хотят, чтобы их пустые грузовики были освобождены от этой схемы очередей, чтобы они могли быстрее проходить пограничный контроль.
«Мы предложили [польским дальнобойщикам] открыть больше контрольно-пропускных пунктов и создать специальные дорожные линии для пустых польских грузовиков. Но они не хотят регистрироваться в системе электронной очереди, как все. Было бы несправедливо по отношению к другим странам, если бы мы предложили особый режим”, – сказал Деркач.
«Мы также не можем вернуться к разрешительной системе, так как потеряли все другие границы для нашего экспорта», — добавил Деркач, посетовав, что польские дальнобойщики не хотят разговаривать. «Они не хотели слышать, что мы должны поддерживать экономику во время войны. Некоторые из них сказали, что уже достаточно помогли, и теперь им нужно кормить свои семьи. Поэтому они просто встали и вышли из переговоров».
Пограничная политика
Важность границы Украины с Польшей резко возросла после вторжения России в прошлом году, которое отрезало страну от легкого доступа к черноморским портам.
Изначально Польша принимала миллионы беженцев, лидировала в поставках оружия в Украину и выступала за ее скорейшее вступление в ЕС.
Но по мере того, как росли издержки этой политики, росла и политическая напряженность.
Польша, наряду с Венгрией и Словакией, закрыла свой рынок для импорта украинского зерна, несмотря на торговую сделку между ЕС и Украиной и в нарушение правил единого рынка Европейского Союза.
Теперь настала очередь польских дальнобойщиков. Словацкие и венгерские дальнобойщики угрожают аналогичными акциями протеста. По иронии судьбы, перевозчики из Центральной Европы предъявляют аналогичные претензии западноевропейским грузоперевозочным компаниям, которые горько жаловались на то, что их сократили, когда эти страны вступили в ЕС.
К дальнобойщикам присоединились фермеры, которые в понедельник начали 24-часовую блокаду пограничного перехода Медыка на юго-востоке Польши.
Украинцы «кусают руку, которую мы им протянули», — заявил Польскому агентству печати организатор фермерских протестов Роман Кондров.
Протесты обошлись экономике Украины более чем в €400 млн, сообщил на брифинге в Киеве вице-президент Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Владимир Балин.
«Я думаю, что наша ошибка заключалась в том, что мы так сильно полагались на Польшу. Мы перенесли наш бизнес, мы платим налоги, логистические сборы, которые раньше платили в Украине, в Польшу. Мы думали, что у нас есть прикрытые спины», — сказал Давыденко из «Медтехники». «Может быть, если бы мы были немного осторожнее, мы бы не так сильно зависели от Польши…»