Китай обзавелся глобальной сетью стратегически важных портов

Портовый рабочий проходит мимо контейнеровоза в китайском порту Джибути в 2015 году. (Карл де Соуза/AFP/Getty Images)

Инвестиции Пекина в некоторые из ключевых водных путей мира имеют значительные военные последствия

Десять лет назад председатель КНР Си Цзиньпин запустил Морской шелковый путь, океанический компонент своей флагманской инициативы «Один пояс, один путь», направленной на улучшение доступа Китая к мировым рынкам за счет инвестиций в транспортную инфраструктуру. С тех пор инвестиции в эту инициативу замедлились, поскольку экономический рост Китая замедляется, Соединенные Штаты сопротивляются, а страны ставят под сомнение задолженность, которую принесли проекты.

ГЛОБАЛЬНЫЙ СКАЧОК КИТАЯ

На каждой стороне света Китай потихоньку закладывает основы своего нового международного порядка.

Но Китай уже обеспечил себе значительную долю в сети глобальных портов, которые играют центральную роль в мировой торговле и свободе судоходства. Несмотря на то, что заявленная цель инвестиций была коммерческой, Соединенные Штаты и их союзники все больше обеспокоены потенциальными военными последствиями.

Си Цзиньпин часто говорил о своем стремлении превратить Китай в «морскую сверхдержаву». Портовая сеть дает представление о масштабах этих амбиций.

Карта Морского Шелкового пути

Амбициозный морской путь Китая проходит на юг от побережья Китая через главный транзитный маршрут Индийского океана и самые оживленные морские узкие места Ближнего Востока, попадая в Европу.

Карта, показывающая порты, принадлежавшие или управляемые Китаем до объявления Морского Шелкового пути.

 

Карта, показывающая порты, принадлежащие или управляемые Китаем в 2023 году

Большая часть инвестиций была сделана компаниями, принадлежащими китайскому правительству, что фактически сделало Пекин и Коммунистическую партию Китая крупнейшим оператором портов, которые лежат в основе глобальных цепочек поставок.

Расширение имеет решающее значение для экономической мощи Китая, а также имеет значительные военные последствия, говорят аналитики. «Это не случайно», — сказала Кэрол Эванс, директор Института стратегических исследований Военного колледжа армии США. «Я твердо верю, что есть стратегический аспект в конкретных портах, на которые они нацелены для инвестиций».

Заявленная цель этой морской сети является коммерческой: расширить и упростить доступ Китая к мировым рынкам. В 2018 году Китай расширил свое морское присутствие в порту Халифа в Объединенных Арабских Эмиратах, который является важным связующим звеном между Азией, Африкой, Европой и Ближним Востоком. Китайская государственная компания Cosco Shipping построила в порту коммерческий контейнерный терминал, которым сейчас управляет.

Спутниковый снимок, на котором виден китайский контейнерный терминал в порту Халифа

Но этим инвестиции не ограничиваются. По мнению аналитиков, они дают Пекину возможность заглянуть в деловые отношения конкурентов и могут быть использованы для того, чтобы помочь Китаю защитить свои маршруты поставок, шпионить за военными передвижениями США и потенциально взаимодействовать с американским судоходством. Принадлежащие Китаю порты или терминалы уже являются портами захода китайских военных кораблей, таких как флотилия, которая вошла в нигерийский порт Лагос в июле.

В конце 2015 года Китай признал, что строит военную базу рядом с китайским портом Джибути. Африканская база была официально открыта в 2017 году, всего в шести милях от военной базы США в стране. Расположенная у узкого входа в Красное море, Джибути находится на одном из самых оживленных морских путей в мире, где около 10 процентов мирового экспорта нефти и 20 процентов коммерческих товаров проходят через узкий пролив в Суэцкий канал и обратно.

Спутниковые снимки, показывающие китайскую военную базу рядом с портом Джибути.

Пекину предстоит пройти несколько десятилетий до того, чтобы сравняться с военным присутствием США по всему миру, но у Китая самый большой и быстрорастущий военно-морской флот в мире, и он все чаще выходит за пределы берегов Восточной Азии.

Диаграммы, показывающие количество китайских портов и боевых кораблей ВМФ

Например, по словам американских чиновников, из-за отсутствия военно-морского присутствия в Индийском океане два десятилетия назад Китай теперь постоянно держит в регионе от шести до восьми военных кораблей в любой момент времени.

Путешествие по Морскому Шелковому пути иллюстрирует некоторые из стратегических преимуществ инвестиций Китая в порты.

Индийский океан

Индийский океан, проходящий через некоторые крупные судоходные пути и мировые порты, был одним из первых приоритетов для Китая. Около 80 процентов торговли Китая пересекает океан, в том числе почти вся его нефть. Инвестиции Китая в порты, по-видимому, направлены на защиту маршрута. Пекин, например, получил в аренду на 99 лет порт Хамбантота в Шри-Ланке, что дает ему важный плацдарм на оживленном судоходном пути между Азией и Западом.

Персидский залив и Красное море

Интерес Китая к этим портам выходит за рамки чисто коммерческих соображений, говорят американские чиновники. Многие из них расположены в стратегических узких местах с высоким судоходством. В этих местах морские пути узкие, а суда потенциально уязвимы.

Ормузский пролив

Ранее в этом году просочившиеся документы американской разведки свидетельствуют о том, что Китай возобновил усилия по созданию военных объектов в порту Халифа в Персидском заливе в Объединенных Арабских Эмиратах, рядом с Ормузским проливом и всего в 50 милях от важной военной базы США.

Джибути

Китай уже создал один военный объект, примыкающий к торговому порту в Джибути, в устье Красного моря. Официальные лица США говорят, что есть признаки того, что они ищут большего.

Суэцкий канал

Пекин также наращивает свое влияние в портах Суэцкого канала в Египте, жизненно важного водного пути, построенного человеком, который обеспечивает кратчайший путь из Азии в Европу. Ранее в этом году китайские судоходные компании объявили об инвестициях в терминалы в портах Айн-Сохна и Александрия.

Европа

Китай уже контролирует или имеет крупные инвестиции в более чем 20 европейских портах, что дает ему значительное влияние на маршруты поставок на континент. Многие из них служат жизненно важными логистическими и перевалочными пунктами для НАТО и ВМС США. «Это серьезная проблема национальной и экономической безопасности», — сказал Майкл Вессел из американо-китайской комиссии по обзору экономики и безопасности.

Порты Logink

Одним из способов, с помощью которого Китай обеспечил себе господствующее положение, является малоизвестная программная система под названием Logink, цифровая логистическая платформа, принадлежащая китайскому правительству. На сегодняшний день по меньшей мере 24 порта по всему миру, включая Роттердам и Гамбург, внедрили систему Logink.

Logink потенциально дает Китаю доступ к огромному количеству конфиденциальной информации о перемещении, управлении и ценообразовании товаров, перемещаемых по всему миру. В августе Министерство транспорта США выпустило рекомендацию, в которой предупредило американские компании и агентства избегать взаимодействия с системой из-за риска шпионажа и кибератак.

Северная и Южная Америка

Первоначальный Морской Шелковый путь, изложенный в китайских документах, был сосредоточен на трех основных маршрутах. План расширился, включив в себя Атлантику и Америку. Латинская Америка является одним из самых быстрорастущих направлений для китайских портовых инвестиций. Китай управляет портами на обоих концах Панамского канала. Она строит с нуля мегапорт стоимостью 3 миллиарда долларов в Чанкай в Перу, который изменит торговлю между Китаем и Латинской Америкой, позволив крупнейшим в мире морским контейнерам впервые пришвартоваться на континенте.

Соединенные Штаты по-прежнему являются крупнейшей военной державой в мире, имея около 750 баз за рубежом. Китай, обладающий только одной базой, далек от того, чтобы сравниться с военно-морской мощью США, сказал Стивен Уоттс из Rand Corp. «Последствия этих обширных баз были преувеличены», — сказал он. «Китай был бы легко побежден в этих маленьких форпостах, если бы дело дошло до перестрелки».

Но портовая сеть Китая представляет собой вызов интересам безопасности США иного рода, независимо от угрозы войны, сказал Исаак Кардон из Фонда Карнеги за международный мир. В настоящее время Китай является ведущей морской торговой державой в мире, и его стратегический контроль над мировыми маршрутами поставок может быть использован для того, чтобы препятствовать или ограничивать торговлю США, передвижение войск и свободу судоходства различными способами. «Это асимметричная угроза», — сказал он.

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.