Во второй половине сентября две страны подписали контракт на сумму 686 миллионов долларов США на строительство узла по перевалке нефти и газа во Владивостоке, на Дальнем Востоке России.
Российский лес транспортируется в Китай по Транссибирской магистрали или по реке Амур. Арктический перевалочный узел значительно увеличит торговлю лесом между двумя странами, особенно через Архангельск. (Фото: Reuters)/
У России и Китая большие планы на Арктику, и сейчас две сверхдержавы сотрудничают на Северных морских путях доставки нефти, газа и древесины.
Как сообщают норвежские СМИ , делегация российских губернаторов встретилась с руководителями Шаньдунской портовой группы для обсуждения новых морских маршрутов.
На повестке дня стоит торговля российской древесиной c её арктической доставкой: компания транспортирует российскую древесину на мировые рынки через китайскую «красную полосу».
Эти встречи являются последними в серии встреч между губернаторами и китайскими чиновниками после мартовского визита Си Цзиньпина в Москву.
«Мы выходим на новый уровень партнерства с Китаем», — заявил губернатор Мурманской области Андрей Чибис.
Китай и Россия, по словам губернатора Чибиса, «имеют общий интерес в развитии Северного морского пути».

В Мурманске встретились высшие должностные лица Пограничной службы ФСБ и руководители Береговой охраны Китая. (Фото предоставлено Мурманским Твиттером)
По словам губернатора Чибиса, незамерзающие воды Мурманска открывают прямой доступ к Мировому морю без необходимости прохождения судов через международные проливы.
За последние четыре года товарооборот между Мурманском и Китаем увеличился на 140 процентов, и, по словам губернатора Чибиса, китайцы хотят большего.
По его словам, китайские компании заинтересованы в Северном морском пути и хотят инвестировать в судостроение на Кольском полуострове.
“Я уверен, что нам удастся активизировать взаимодействие с китайскими партнерами”, – сказал губернатор Чибис.
Арктика превратилась в поле битвы «холодной войны», где Россия, Китай, ЕС и США присматриваются к новым торговым маршрутам из-за отступания ледяных шапок.

Потенциальное место для арктического перевалочного узла. (Фото предоставлено: Планирование арктического перевалочного узла вдоль Северного морского пути: систематический обзор литературы и политические последствия инфраструктуры арктических портов )
Фактически, согласно отчету, опубликованному Университетом Брауна в прошлом году, «судоходность Арктики увеличится настолько, что это может открыть новые торговые пути в международных водах».
«Это не только снижает углеродный след судоходной отрасли, но и ослабляет контроль России над торговлей в Арктике».
Ведущий автор Аманда Линч сказала, что сейчас пришло время критически подумать о юридических, экологических и геополитических последствиях.
В России Кремль теперь предлагает налоговые льготы и субсидии предприятиям, инвестирующим в проекты «наращивания потенциала» в Арктике.
Законодательство 2020 года предусматривает инвестирование более 300 миллиардов долларов США в арктическую инфраструктуру в течение следующих 15 лет, чтобы сделать «Арктику популярной среди российской молодежи».
Благодаря инвестициям в регионе будет создано 200 000 рабочих мест с упором на СПГ, нефтехимическую, горнодобывающую и лесную промышленность.
Эти стимулы стимулируют экономическую активность и строительство городов, электростанций, портов и аэропортов и сдерживают отток населения из региона.
После того как Россия вторглась в Украину, отношения страны с Китаем приобрели еще большее значение. Более 83% российского экспорта древесины проходит через китайские цепочки поставок, и теперь Китай является распределительным пунктом России на мировых лесных рынках.
Со своей стороны, китайские судоходные компании, такие как Шаньдунская портовая группа, играют решающую роль в реализации Россией своих арктических амбиций.
В состав компании входят четыре крупных морских порта в китайском регионе Шаньдун, и, по данным Wood Central, в прошлом месяце они посетили российский арктический регион, чтобы изучить проекты развития местных портов.
Губернатор Коми Владимир Уйба, имеющий прочные связи с обанкротившейся группой Вагнера , добивается привлечения китайских инвестиций в лесопереработку.
Коми является вторым по величине государством России и является домом для девственных лесов Коми – объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО и крупнейшего девственного леса в Европе.

Леса Коми ( фото из открытых источников)
В то же время губернатор Архангельской области Александр Цыбульский в мае этого года заявил генеральному консулу Ван Вэньли, что его регион сейчас все больше смотрит в сторону Китая.
“Сейчас идеальное время для придания новых импульсов нашим партнерским отношениям”, – сказал губернатор Цыбульский .
«Архангельская область серьезно меняет свою экспортную политику, и мы планируем существенно увеличить поставки в Китай лесопродукции».
Китай использует ослабление позиций России в международных делах и существенно усиливает свое влияние на российскую экономику.

Президент России Владимир Путин с Александром Цыбульским посетили Устьянский лесопромышленный комплекс в Архангельске в начале этого года. (Фото предоставлено Александром Цыбульским из Twitter)
Китайские компании увеличили крупные доли в нескольких российских промышленных проектах в Арктике, включая проекты «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ 2».
На встрече посла России в Арктике Николая Корчунова и специального представителя Китая Гао Фэня в начале сентября этого года обе стороны подчеркнули стратегический характер двустороннего арктического сотрудничества.
По сообщению МИД России, двое мужчин обменялись мнениями о возможных путях дальнейшего укрепления взаимодействия в Арктике в свете новой геополитической ситуации.
«Обе стороны подчеркнули высокий приоритет Арктики в контексте развития национальных интересов России и Китая».