Реакция ассоциации на принятие нового закона об отоплении (Закон о строительной энергетике, GEG) в основном положительная. Немецкая ассоциация лесопильной и деревообрабатывающей промышленности (DeSH) приветствует тот факт, что древесина больше не подвергается дискриминации. | DeSH
8 сентября Бундестаг Германии принял новый закон об отоплении, который официально является поправкой к Закону об энергетике зданий (GEG). Реакция ассоциации на это события до настоящего времени была в основном положительной.
Федеральное министерство экономики и защиты климата (BMWK) поясняет, что закон инициирует комплексную модернизацию теплоснабжения в Германии.
Закон об отоплении предлагает четкие рекомендации
Благодаря увеличению централизованного теплоснабжения и более эффективным, более экономичным и благоприятным для климата технологиям отопления, политика в области отопления в Германии находится на устойчивом пути. Благодаря новым правилам потребители, жилищный сектор, отопительная отрасль и торговцы получили четкие рекомендации для принятия инвестиционных решений.
Чтобы никто не был перегружен, существуют достаточные переходные периоды, а также правила, регулирующие трудности, и финансирование замены отопления в размере до 70%.
Краткое содержание GEG
С 1 января 2024 года каждая вновь установленная система отопления в новых районах застройки должна использовать не менее 65% возобновляемой энергии (ВИЭ). Это положение мобилизует лесное хозяйство и деревообрабатывающую промышленность, поскольку энергия древесины изначально не считалась возобновляемым источником энергии при её использовании в новых зданиях. Теперь это изменилось.
Для существующих зданий и новых зданий, построенных на пустырях, это требование применяется после 30 июня 2026 г. или 30 июня 2028 г., в зависимости от размера муниципалитета. Эти сроки основаны на сроках создания тепловых планов, предусмотренных Законом о тепловом планировании. Начиная с указанных дат, вновь установленные системы отопления в существующих зданиях и новых зданиях за пределами новых территорий должны соответствовать требованиям закона. Чтобы владельцы могли найти для себя наиболее подходящее решение, на переходный период в пять лет может быть установлена система отопления, которая не соответствует требованию использования 65% возобновляемой энергии.
Существующие системы отопления не подпадают под действие правил и могут продолжать использоваться. Даже если предстоит ремонт, отопление не придется заменять.
Чтобы перейти к экологически безопасному отоплению для масляных и газовых систем отопления, которые будут установлены с 1 января 2024 года, они должны использовать постепенно увеличивающиеся пропорции экологически чистых газов или масел, начиная с 2029 года: 15% с 1 января 2029 года; 30% с 01.2035; и 60% с 01.01.2040.
В целях формирования структуры финансирования в настоящее время вносятся поправки в федеральное финансирование эффективных зданий (BEG), которое должно вступить в силу вместе с GEG 1 января 2024 года.
Закон об отоплении – важный шаг для теплоперехода и планирования безопасности
Федеральная биоэнергетическая ассоциация (BBE) комментирует: «Планирование безопасности при переходе к отоплению возобновляемыми ресурсами для потребителей, промышленности и торговли с принятием закона стало возможным. Дебаты и компании против закона об отоплении сегодня уже запоздали. Наращивание технологий возобновляемого отопления должно начаться уже сейчас, чтобы больше не устанавливались котлы на ископаемом топливе, которые дороги в эксплуатации, использование которых мешает достижению климатических целей и наносит вред внедрению климатически чистых технологий», – сказала президент ассоциации др. Симона Питер. Она ясно дает понять: «Теплопереход может быть успешным только с помощью возобновляемых источников тепла – от тепловых насосов до солнечной и геотермальной энергии, древесины, пеллет и биогаза». Отсрочка требования о том, чтобы 65% тепла, вырабатываемого при замене систем отопления, приходилось на возобновляемые источники энергии, вызывает непонимание в отрасли.
Когда дело доходит до финансирования, Питер возлагает ответственность на федеральное правительство: «Чтобы начать процесс замены отопления, необходимы надлежащим образом разработанные программы финансирования. Однако теперь ожидается, что финансирование будет меньше, чем было объявлено ранее. Учитывая запланированное сокращение финансирования вдвое, лишь немногие получат широко разрекламированное возмещение 70% затрат. Это вводит в заблуждение». BBE призывает снова скорректировать приемлемые расходы на систему до 45 000 евро. Для более крупных систем должна продолжать применяться ставка в размере 60 000 евро.
Никакой дискриминации в отношении древесины
В своем заявлении Ассоциация лесопильной и деревообрабатывающей промышленности Германии (DeSH) приветствует тот факт, что после долгого перетягивания каната первоначальная дискриминация в отношении производства энергии на базе древесины была отменена.
Управляющий директор DeSH Юлия Мёбус сказала: «После длительного периода неопределенности относительно будущего древесной энергетики мы очень рады, что принятие GEG теперь продемонстрировало перспективу устойчивого производства древесного тепла». Альянсу ассоциаций за древесную энергетику удалось предотвратить фактическое исключение древесины и древесных гранул, так что принятый проект не содержит ни запретов, ни дискриминационных правил для древесной энергетики. «Это ключевой шаг к увеличению доли возобновляемого тепла до 50% к 2030 году».
Древесина – важнейший возобновляемый источник энергии
DeSH подверг резкой критике запланированные правила для производства энергии на базе древесины в GEG с самого начала обсуждений: тогда биомасса не учитывалась при достижении целевого показателя в 65% в новых зданиях; в существующих зданиях строгие спецификации и требования к комбинированию обеспечивали непропорциональную дискриминацию в отношении большинства важных возобновляемых источников энергии.
«В настоящее время около двух третей возобновляемого тепла обеспечивается за счет древесины. В частности, пеллеты, изготовленные из остатков и отходов лесопильной и деревообрабатывающей промышленности, зарекомендовали себя как эффективное и экологически безопасное решение для отопления зданий, особенно при замене систем масляного и газового отопления», — говорит управляющий директор. «Однако дискуссии последних нескольких месяцев вызвали значительную неопределенность и привели к обвалу рынка отопления. Важно противодействовать этому с помощью предстоящей разработки программы финансирования BEG».
Устранить дискриминацию в отношении производства энергии на базе древесины в программе финансирования
Мёбус предостерегает от продолжения дискриминационных действий, содержащихся в первых проектах закона. Речь идет о специальных требованиях к системам отопления на древесном сырье для получения финансирования или, например, сокращении приемлемых расходов на замену отопления или ограничении лиц, имеющих право на получение финансовой поддержки.
«К сожалению, всегда существует риск повторения ошибок прошлого. Энергия на базе древесины в настоящее время признана полноценным вариантом достижения цели обеспечения 65% возобновляемого тепла в GEG, и поэтому ее следует уравнять со всеми другими возобновляемыми источниками тепла и продвигать в духе технологической открытости. Комбинированные требования в качестве требования к финансированию обратят вспять столь необходимые стимулирующие эффекты». Политиков просят быстро найти убедительные решения.
Гринпис: Закона об отоплении недостаточно для достижения климатических целей
Только Гринпис допускает фундаментальную критику: светофоры (так называют партийную коалицию в состав которой входят социал-демократы, зеленые и свободные демократы) выдыхаются на середине марафона, требуя усиления защиты климата. Мартин Кайзер, управляющий директор Гринпис Германии, говорит: «Любой, кто несет ответственность в этой стране, знает, что согласованные климатические цели не могут быть достигнуты с помощью этого закона. Вместо того, чтобы прославлять необходимую независимость от нефти и газа для отопления как проект модернизации, обеспечивающий социальную поддержку, СвДП, в частности, представляет защиту климата как якобы необоснованное бремя. Таким образом, «светофор» растрачивает свои претензии на прогресс, демотивирует население, когда дело касается защиты климата, и играет на руку популистам».
По материала: BMWK, BBE, DeSH, Greenpeace