После успеха первого текста, опубликованного в «ГАЗЕТЕ ЛЕСНА», Артур Рутковский возвращается с другим, говоря о деполитизации ЛП.
Мой предыдущий текст в «Газете Лесна» о катастрофических последствиях политизации кадров в Гослесах прочитали тысячи лесников и других людей (целых 5000 человек за первые сутки!). Я подумал про себя: по иронии судьбы, им пришлось уволить меня – человека, который писал и работал на LP в течение 25 лет – чтобы я наконец смог написать что-то столь широко читаемое. Спасибо всем лесникам за добрые слова, звонки и комментарии.
Вы сказали «А», вам придется сказать «Б», поэтому сегодня я постараюсь пойти еще дальше. Поставить диагноз легко, но найти лечение труднее. Вот мое (но не только мое) предложение, как оздоровить Государственные леса и избавить их от патологий, связанных с политизацией их коллектива. Конечно, я надеюсь, что это станет частью более широкой дискуссии, которая должна состояться в нашей среде, хотя бы по случаю предстоящих выборов.
Что, я думаю, могло бы помочь?
Шаг 1, – очистка мутной воды
Я считаю, что в первую очередь должна быть внедрена прозрачная система управления человеческими ресурсами, основанная на прозрачности и содержательности (такие планы уже были в ЛП и от них опрометчиво отказались). В основу входят описания всех должностей в LP вместе с требованиями, предъявляемыми к тем кто претендует их занять, пути продвижения по службе (без возможности перехода сразу на несколько уровней), четкие правила определения вознаграждения, в том числе присуждения наград и т. д. Пришло время вернуться к идеям этого типа, конечно, адаптируя их к современности.
Шаг 2, – введение честной конкуренции
Чтобы положить конец патологиям политического влияния и назначений, необходимо ввести конкурсы на ВСЕ должности в Гослесах. Должен быть запрещен прием на работу ЛЮБОГО вне конкурентной системы. Без исключений! Соревнования должны проводиться открыто и на основе прозрачной, относительно единой системы оценок и критериев отбора.
Шаг 3, – устранение политической дубины
Назначения и увольнения – кошмар лесных управляющих и директоров. Над головой висит дубинка. Все мы знаем примеры (например, недавно из РДЛП в Пиле) великих лесных инспекторов, прекрасно управляющих вверенным им имуществом, пользующихся доверием своих сотрудников и хорошими отношениями с окружающей средой, которые внезапно, в одночасье, без каких-либо существенных причин , увольняются. Почему? Чаще всего: потому что кому-то уже пообещали должность, потому что кого-то “поверху” уволили и “нужно освободить для него место” или просто “потому что нет химии между директором и лесником”. Это не поводы, а лишь предлоги избавиться от неугодного начальства.
Поэтому система назначений и увольнений, которая сегодня является лишь инструментом политического подчинения, должна быть отменена и заменена управленческими контрактами (от лесника и выше). Для должностных лиц лесничества срок действия контракта может быть равен сроку действия PUL (10 лет) и подлежать проверке, например, в середине этого периода.
Шаг 4, – ищем лучшее, а не “БМВ”
Конкурсы на должность лесников и директоров должны проводиться с привлечением внешних компаний, специализирующихся на управлении человеческими ресурсами, чтобы сделать отбор независимым от политических властей. Процедура должна учитывать, помимо обязательных, твердых условий – профессиональных знаний и навыков, еще и мягкие навыки – управление людьми, работу в команде, общение с сотрудниками, предрасположенность к построению хороших взаимоотношений с окружающей средой и т.д.
При отборе лесников и директоров надо забывать критерий ложно понимаемой лояльности, аналогичный тому, который используется в фильмах об ОПГ. Руководитель подразделения должен быть связан только лояльностью к закону, государственным лесам и государству. И лучший начальник подразделения не «пассивный, посредственный, но верный», а компетентный, вызывающий доверие и готовый сотрудничать с людьми.
Шаг 5, – самый высокий, тоже нейтральный.
Конкурс на генерального директора (да-да, его тоже, по моему мнению, следует выбирать на конкурсной основе) должен быть организован с участием Общественного совета ЛП, создание которого предлагалось другими авторами, в том числе: директором Янушем Залесским и проф. Казимежем Рыковским. На мой взгляд, политики должны иметь влияние только на назначение министра окружающей среды и его заместителей. Генеральный директор государственных лесов должен реализовывать лесную политику государства, а не кадровые или финансовые приказы партийных штабов. По примеру многих учреждений, было бы полезно сохранить эту независимость, если срок полномочий генерального директора государственных лесов желательно определять вне ритма избирательного календаря.
Шаг 6.- политический нейтралитет Лесной службы
Я бы также ввел законодательное требование к Лесной службе (ЛС) быть аполитичным (да, я знаю, что это далеко идущее требование, но против серьезных заболеваний действуют только сильные лекарства). Конечно, практически у каждого есть какие-то политические взгляды, но сотрудники Лесной службы не должны иметь возможности их проявлять, а сами взгляды не могут влиять на их решения. Это также будет означать запрет на партийную принадлежность для членов ЛС. Я бы также рассмотрел вопрос о запрете использования униформы в партийных предвыборных материалах, листовках, плакатах или любой политической деятельности.
Шаг 7, – участие и безопасность сотрудников
Защиту от политизации учреждений должна обеспечить не только система правового регулирования, но и сами работники. Раньше я бы еще написал – профсоюзы, но в последние годы у меня возникли значительные сомнения на этот счет и даже гданьские профсоюзные “ласточки надежды и порядочности” их не развеивают.
Возможно, пришло время в ЛП ввести этический кодекс, регулирующий способы борьбы с кумовством, партийностью и другими этически сомнительными патологиями. Как и в случае с подозрением на травлю, государственные леса должны гарантировать отважным сотрудникам, сообщающим о примерах кумовства или нарушениях принципов политической нейтральности, безопасность и беспристрастность при решении поднимаемых ими вопросов. Внешние аудиторские фирмы также должны участвовать в защите информаторов.
Шаг 8, – ужесточение контроля за исходящими средствами
Также необходимо уточнить правила расходования средств Лесного фонда, чтобы исключить возможность включения инвестиций и расходов в политические планы и избирательные кампании отдельных депутатов и групп. Чтобы не получилось так, что “случайно” бенефициарами средств от ЛП являются в основном учреждения из округов наиболее активных депутатов от партии или фракции, курирующей ЛП. Возможно, решением могла бы стать центральная независимая комиссия, рассматривающая крупнейшие конкурсы, или этим мог бы заняться и Гослессовет. Область, где также необходима прозрачность и особая объективность, – это передача пожертвований лесничеств на социальные цели.
Шаг 9, – защита униформы
Вы недавно видели в Интернете видео с участием австралийских солдат? Политик отвечает на вопросы журналистов, а за ним стоят несколько высокопоставленных военных. Внезапно один из них подходит к политику, шепчет ему что-то на ухо, тот кивает головой, и все солдаты… уходят со сцены. Что случилось? Вопросы журналистов перестали касаться военных и стали касаться других, политических вопросов. Солдаты уловили этот момент и решили покинуть окрестности трибуны. Униформа не может быть фоном для политических выступлений. Военные в Австралии понимают свою ценность за пределами политики, и политики уважают ее. Польские лесники также могли иметь схожие ценности.
Шаг 10, – незаметное разделение
Государственные леса организуют или поддерживают десятки мероприятий, пикников и фестивалей. Они являются, особенно в предвыборный период, прекрасной возможностью для многих людей продвигать свою политику на фоне трибун LP и самих лесников. Это мероприятия, которые призваны быть организованными для общественности, и особенно в предвыборный период они превращаются в квазивыборные митинги для местных политиков. Я бы рассмотрел возможность введения осторожного отделения мира политики от мероприятий ЛП в ранее упомянутый этический кодекс, особенно в наиболее политически горячие периоды, например, путем ограничения количества приглашений.
Вы можете сказать, что я Мечтатель и я не думаю, что вы ошибетесь. Да, я мечтаю о новых, лучших Государственных Лесах. Да, я также знаю, что, к сожалению, партии не возвращают завоеванное влияние (но если захотят, то могут смело использовать эти идеи????). Я знаю, что мои предложения требуют глубоких изменений, в том числе законодательных. И, наконец, я знаю, что их не любят даже некоторые лесники, потому что они поднимают содержательную и этическую планку для сотрудников Гослеса. Но я также знаю, что без них Леса не будут развиваться, а погрузится в тот застой, который я описал в предыдущем тексте. Выбор, отчасти, остается за лесниками. Они либо будут оказывать давление, заставляя провести необходимые изменения, либо останутся в деструктивном самоуспокоении.