Улдис Бикис: Размышления о реформе распределительных тарифов в тени войны государства-агрессора России

Реформа сетевых тарифов, направленная на то, чтобы помочь освободиться от давнего российского диктата цен на энергоносители и повысить безопасность нашего региона,  является правильной и своевременной.  Россия показала, что не может удержаться  от использования наличия электроэнергии на Украине, как элемента гибридной войны, поэтому очень хорошо, что мы делаем все, чтобы сделать Балтийский регион энергетически независимым.

С проведением тарифной реформы будет  достигнут принцип равенства для разных групп пользователей. Комиссия по регулированию общественных услуг (СПРК) профессионально и независимо проделала свою работу, добиваясь чтобы тариф был ближе к реальным затратам на предоставление услуги для различных типов компаний, а также для домохозяйств.

Теперь представители ТЭК и политики должны ответственно объяснить обществу необходимость этой реформы, а также найти способы, без популизма, компенсировать рост издержек менее защищенным слоям общества.

Как представитель компании могу сказать, что новые тарифы вносят существенный вклад в сравнительную конкурентоспособность латвийской экономики в Балтийском регионе, определяя возможности предприятий устойчиво развиваться и предлагать хорошо оплачиваемые рабочие места, тем самым создавая стабильное будущее Латвии в западном экономическом пространстве. 

Избежать энергетической бедности

Потребности домохозяйств в энергии уступают только продовольственной корзине. Поэтому политики, вставшие на путь популизма, всегда испытывали соблазн выбрать  наиболее удобное решение этой неудобной проблемы – перекрестное субсидирование из, казалось бы, более платежеспособного сектора национальной экономики, или “самофинансирование вне государственного бюджета”.

За многие годы компании смирились с этим бременем, в том числе те, которые сами много инвестировали в энергоэффективность и чье общее бремя затрат на электроэнергию измеряется миллионами. Работает принцип – “чем больше тащишь, тем больше грузят”. Политиков не интересует тот факт, что от этого иногда зависит  выживание энергоемких компаний на экспортных рынках, где никого не волнуют локальные проблемы производителя в Латвии.

Если национальная экономика не сможет реализовать свой потенциал развития, то и домохозяйствам точно не станет легче. Поэтому в данный момент необходимо найти ответственное и профессиональное решение, как стимулировать максимально справедливое перераспределение средств и компенсаций тем слоям общества, которые не в состоянии покрыть быстрый рост затрат, вызванный реформой. В этом отношении политики имеют в своем распоряжении множество инструментов.

Например, в рамках Евросоюза средства могут более интенсивно использоваться для поддержки защищенных пользователей. Кроме того, уже во время строительства электростанций можно предусмотреть, что производитель электроэнергии покрывает равную часть затрат на инфраструктуру с потребителем, так что тариф на передачу и распределение, таким образом, менее угрожает потребителю. Сами пользователи также могут быть более целенаправленно мотивированы на выбор наиболее подходящего подключения в соответствии с их нагрузкой и привычками использования, чтобы не создавать ненужный и дорогостоящий «резерв» инфраструктуры энергетических сетей, который ложится на плечи всего общества. в виде тарифов.

Продолжить реформу по существу

Несмотря на повышение конкурентоспособности в регионе Балтийского моря, уровень цен на энергоносители по сравнению с ценами производителей других стран-конкурентов (США, Китая, Турции) по-прежнему остается большим вызовом для крупных и энергоемких промышленных компаний, работающих на экспортных рынках. во всем мире. Эта тарифная реформа лишь частично снижает негативное влияние затрат на электроэнергию на конкурентоспособность в более широком масштабе.

Поэтому я приглашаю вас пойти глубже и обнародовать информацию о потенциальных перекрестных субсидиях в тарифах, обсудить «алгоритм определения справедливой стоимости» и устранить пробелы во времени, а также создать информационное пространство для достижения большего общественного,  а также делового понимания и сотрудничество в оптимизации и эффективности всей системы производства и передачи электроэнергии. Это означает участие каждого в децентрализации производства электроэнергии, планировании новой сетевой инфраструктуры и финансировании развития с целью достижения более высокой эффективности использования сети и, следовательно, снижения затрат. Особую роль могут сыграть крупные компании и состоятельные домохозяйства, которые обычно более активно следят за новыми тенденциями в развитии технологий.

В то же время я призываю всех лиц, принимающих решения, взять на себя ответственность и создать систему, которая позволит каждому  адекватно участвовать в трансформации энергетического сектора. В частности, здесь будет важна централизованная, профессиональная оценка в связи с быстрым развитием новых мощностей и разнообразием технологий (солнечные, ветровые, варианты хранения энергии и т. д.) – некоторые из них больше подходят для местного потребления и не требуют строительства мощных сетей передачи энергии. Далее каждая группа компаний и общество должны создать свои собственные энергетические решения, привлекая наиболее подходящее финансирование для инвестиций, или выбрать одну из программ поддержки, предлагаемых политиками.

Наконец, нам всем придется научиться адаптироваться к циклической доступности солнечной и ветровой электроэнергии, пока не будут найдены технологически и экономически доступные решения для её хранения. Поэтому изменение культуры потребления очень важно, особенно для домохозяйств, поскольку производственный спрос в основном постоянен 24 часа в сутки и обладает меньшей гибкостью.

Соблюдайте принцип равенства

«Latvijas Finieris», как и предприниматели и организации из других отраслей, уже много лет говорит о сравнительной стоимости энергии. В настоящий момент, когда мы все более тесно интегрируемся в европейские ценности и общее пространство безопасности, эта тарифная реформа кажется профессионально сбалансированным лучшим решением для латвийской экономики и общества, поскольку она основана на принципе равенство при определении затрат. Осознание реальной ситуации и повышение доверия к системе, единообразно созданной на уровне стран Балтии, является залогом будущего успеха в сбалансированном развитии энергетического сектора.

Обеспечить независимый мониторинг

Вышеупомянутые вопросы будут становиться все более актуальными по мере продвижения Европы к более высокому уровню электрификации, а также более глубокой интеграции энергосистемы – когда система планируется и эксплуатируется как единое целое, соединяя различные энергоносители, инфраструктуру и сектора потребления. Эта связанная и гибкая система будет более эффективной и снизит затраты для общества.

Важно регулярно контролировать процесс, чтобы развитие и трансформация происходили по разумной или конкурентоспособной цене. Для этого необходим независимый и профессиональный регулятор (СПРК), который с годами становится все более профессиональным и чью работу не следует недооценивать и подменять популистическими лозунгами  политических лидеров.

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.