“Мы должны приступить к радикальным реформам, которые изменят управление лесным хозяйством и восприятие лесного хозяйства, а также отношение лесников к лесу” проф. Казимеж Рыковски и д-р. Януш Залески дают интервью Рафалу Яйору.
Рафал Яйор: Текст Артура Рутковского, опубликованный в июльском номере «ГАЗЕТЫ ЛЕСНА» /перевод ЗДЕСЬ М.П./, вызвал дискуссию о политизации государственных лесов. Но это всегда было на LP?
Януш Залески: Политизация была, но проявилась она только в что директора LP поддержала и назначила определенная политическая сила. И это всё. Сам директор в партии не состоял и все предыдущие должности занимал самостоятельно.
Конечно, никому не удавалось избежать политического давления, но делалось это редко и в белых перчатках.
Сегодня без политической поддержки даже лесником не стать. Благодаря такой поддержке рождаются стремительные карьеры. Сегодня политика является основной движущей силой кадровой стратегии LP.
Казимеж Рыковски: Cейчас случается, что выдвигают кого-то, кто не соответствует даже минимальным требованиям для должности регионального директора. Я говорю о RDSF в Познани и о госпоже Еве Едликовской, которая сейчас является директором Центра лесной культуры в Голухуве.
Кроме того, надо сказать, что редактор Рутковский не верно написал о том, что лесники молчали, когда дела в лесах не ладились и в LP началась политизация. Мы писали об этом ещё 2018 году, в серии статей журнала “Польский лес”.
Мы подчеркнули, что это основной источник неблагоприятных последствий для государственных лесов, для занятых в них людей, лесников и их имиджа. Именно тогда начались проблемы на международной арене, вызванные действиями в Беловеже. Об этом мы уже писали тогда: о продвижении по партийному/семейному/социальному ключу; о кумовстве, клиентелизме, мести.
Является ли политизация главной причиной имиджевого кризиса LP?
Казимеж Рыковски: Причин много, потому что LP изменились в худшую сторону, а политизация привела к целому ряду других негативных явлений. Например, мы вернулись к сырьевому лесному хозяйству, ориентированному на заготовку древесины. Люди видят довольно интенсивную экономику, что вызывает беспокойство. В этой связи возникают конфликты между LP и обществом.
Существует организация “Леса и горожане”, которая ценна тем, что следит за этими конфликтами, а их уже более 300. Гражданское общество, то есть фактический владелец государственных лесов, начало предъявлять свои права, отстаивать свою роль и требовать, чтобы управляющие государственными лесами учитывали их мнение. В этих противостояниях лесники не всегда выглядят самыми мудрыми.
План управления лесом священен для лесника, который не видит, что отношение людей к вырубке леса изменилось. Главную причину ухудшения имиджа LP я вижу в высокомерии и самодовольстве,
преуменьшение важности социальных взглядов и внешних мнений, игнорировании нематериальных ценностей, связанных с живой природой.
Януш Залески: На мой взгляд, главная причина упадка имиджа LP заключается в том, что политические назначенцы захватывают управление, не оправдывая социальных ожиданий.
Не будем скрывать, вся деятельность LP направлена на то, чтобы производить больше древесины. Те мероприятия, которые сейчас проводятся нацелены на выращивание древостоев для получение древесины. Они не направлены на предвосхищение событий. Это нужно изменить, это то, чего хочет общество.
Только в нынешних политико-правовых условиях это сделать невозможно. Нам необходимо приступить к радикальным реформам, которые изменят управление лесным хозяйством, восприятие лесного хозяйства и то, как лесники думают о лесе.
Мы имеем дело с развалом лучшего лесного хозяйства в мире?
Казимеж Рыковски: Падения нет, потому что польское лесное хозяйство никогда не было лучшим, и ему не с чего было падать. Да и вообще неизвестно, по какому критерию проводить подобное ранжирование. Среди индикаторов хорошего хозяйства часто упоминают запас, прирост, объем заготовки и даже лесистость, однако по моему мнению, эти признаки характеризуют не хорошее лесное хозяйство, а хорошую продукцию древесины. То, что мы их используем, означает, что мы смотрим на лес очень однобоко.
Мы свели лес к древостою и и заявления об экологизации или использование модного словца об «устойчивом ведении лесного хозяйства» здесь не помогут.
Было бы хорошо, если бы лесоводы смотрели на лес как на самоорганизующуюся, самодостаточную и самообновляющуюся экосистему, творение природы, сообщество живых организмов, сущностью которого является их взаимообусловленное сосуществование.
Хорошее мнение о польском лесном хозяйстве, созданное и тиражируемое теми, кто в настоящее время находится у власти в LP, может быть связано с древостоями, а не с лесами.
Януш Залески: Сейчас нам лучше попытаться доказать, что мы не худшие. Почему? Потому что все данные говорят об обратном. Это касается сумм, перечисляемых в госбюджет, количества валежной древесины, природоохранного статуса, количества занятых лесников на гектар, техники…і дзеркала
Вся статистика показывает, что у нас далеко не самое лучшее лесное хозяйство. Мы должны подумать о том, что сделать, чтобы польское лесное хозяйство стало просто хорошим лесным хозяйством.
Тогда почему LP также находятся в конфликте с лесозаготовителями и деревообработчиками, которые тоже заботятся о добыче древесины?
Януш Залески: У нас отличная деревообрабатывающая промышленность, способная поглотить любое количество древесины, и леса действительно находятся под ее давлением. Промышленность ожидает увеличения поставок древесины, а большинство обычных людей хотят ограничения рубок.
На мой взгляд, LP могли бы внедрить более разумную систему продажи древесины. FSC также является яблоком раздора с лесорубами и деревообработчиками, и не только из-за количества древесины.
Казимеж Рыковски: Государственные леса избавляются от этого сертификата, потому что он ограничивает заготовку древесины. Требует экологических вариантов в разработке и использовании. Если часть древесины идет в Китай, каково отношение польской деревообрабатывающей промышленности? Кто-нибудь наблюдает за этой лесной политикой? Мне она непонятна.
Предпринимаются попытки вложить средства лесной промышленности в собственные леса. Завод по производству бумаги в Квидзыне уже имеет 12 тысяч. гектаров плантаций, которые можно использовать. Такой шаг поддерживает частную лесную промышленность в направлении увеличения производства древесины на особых условиях, это было бы облегчением для лесов и экосистемы.
Речь также идет о создании различных типов лесного хозяйства – заповедного, экосистемного, эксплуатационного или плантационного.
Януш Залески: Мы подходим к теме защиты биоразнообразия и того, как следует защищать лес. Напомню, что ЕС хочет 10 процентов. земельные участки, находящиеся под строгой охраной, и 30 процентов. под другими формами охраны.
Достигнув этой цели, маргинальные сельскохозяйственные угодья могут быть освоены. В Польше их около 2 млн га, только потому, что можно получить субсидии ЕС за землю, которую не стоит возделывать без субсидий.
Если бы эти земли были засажены лесом, там были бы созданы плантации, у нас было бы больше древесины, и мы могли бы охранять больше лесов. Волк был бы сыт, а овца цела.
Так речь идет о постоянном, устойчивом, многофункциональном лесопользование, но не на каждом гектаре?
Казимеж Рыковски: Можно ли постоянно что-то уравновешивать в природе? Это модный слоган, продвигаемый LP. На мой взгляд, необходимо изменить Закон о лесах и ввести новую концепцию или, может быть, концепции лесного хозяйства, новую политику.
Нынешнее единое управление лесами не ориентировано на достижение разных целей в разных местах и в разное время. Лесники везде делают одно и то же по одним и тем же инструкциям и правилам.
Януш Залески: Их, конечно, нельзя винить, потому что они защищают свою работу. Если бы эти требования были соблюдены, штат пришлось бы сократить. И пример Беловежи показывает, что План управления лесами можно построить таким образом, чтобы диверсифицировать экономику в разных областях.
Раз уж мы заговорили о Беловеже: что делать с Пущей?
Януш Залески: Национальный парк будет там – в будущем, которое невозможно определить. Как естествоиспытатель я с радостью приму это, как лесник я считаю, что можно было управлять Пущей так, чтобы охранять лес. не создавая парк, оставив его в ведении LP.
К сожалению, принятые Министерством и Генеральным директором LP решения полностью разрушили имидж лесников и, вероятно, сделали невозможным возложение охраны леса на лесников в будущем.
Вернемся к изменениям в Законе о лесах. Что именно нужно изменить?
Януш Залески: Введение общественного надзора за лесами было бы лекарством от политизации.
Должен быть назначен Общественный совет LP, который назначит директора, разделит бюджет, определит вклад государственных лесов в бюджет, определит стратегию и политику государственных лесов и примет решение об основных расходах. Сегодня эти решения принимаются единолично директором лесного хозяйства.
В состав Совета войдут представители профсоюзов, лесохозяйственных предпринимателей, лесной промышленности, природоохранных организаций, науки и политических органов.
Члены Совета должны назначаться и заменяться в таком ритме, чтобы ни одна партия не могла назначить их всех. Так, например, мы заменяем треть Совета каждые три года. Это гарантировало бы его независимость от существующей политической системы.
У нас нет социального надзора, но у нас нет и Национальной лесной программы. Лесная политика должна быть приемлемой для общества, и именно на этом должна основываться реформа.
А финансы LP?
Януш Залески: Леса должны продолжать финансировать себя, мы не должны этого менять. Я не сторонник бюджетирования, потому что субъекты этого типа лишены творчества и способности действовать самостоятельно.
Леса добились в последние годы невероятных финансовых успехов, но как распорядители имущества Государственной казны они обязаны делиться своей прибылью с государством. Это то, что делают все национальные леса в Европе. Это будет одна из ролей Совета, который будет принимать решение о ежегодном платеже в государственный бюджет, а это немалые суммы.
В 2012 и 2013 годах LP перечислила в бюджет 800 миллионов злотых без ущерба для своего финансового положения. Хотя государственные леса платят лесной налог и сбор с продажи древесины, они должны платить гораздо больше.
Можно было бы подумать, не направить ли эту прибыль на охрану лесов, исключенных из освоения. Но самое главное, чтобы государство получило по заслугам, а следовательно и все мы.
Казимеж Рыковски: Лесоводы зарабатывают себе на жизнь продажей древесины, и в этом суть самофинансирования. Они решают, сколько нужно запланировать, вырезать и продать. Никто извне не имеет права его исправлять.
Создан механизм, стимулирующий рост использования, ведь меньше зарабатывать себе никто не позволит.
LP были созданы почти 100 лет назад, и преобразования 1990-х годов не сильно изменили их. Мы зацементированы в этой структуре, и, как подчеркнул недавний директор LP, «разумной альтернативы ей нет».
Однако такую альтернативу наметили участники работы над Национальной лесной программой, профессора Ежи Хауснер, Томаш Жилич и Хуберт Издебски.
К сожалению, «хорошая смена» отказалась от дальнейшей работы, а имеющийся выпуск в виде 10 томов материалов и почти 300 рекомендаций был выброшен на помойку. Государственным лесам и лесному хозяйству в Польше не везет с властями, которые смогли бы сделать леса вектором зеленого развития или зеленым порядком, а лесное хозяйство способом защиты природы.
Какова будет роль надлесничего в новой структуре лесов?
Януш Залески: Сегодня у него почти нет компетенций, его нужно восстанавливать, а для этого нужно менять не только систему, но и образ мышления, считая, что суперинтендант может хорошо работать.
Эта независимость лесных инспекторов будет усилена адаптацией к изменению климата. Степень свободы лесных инспекторов должна быть максимальной, ведь именно им решать, как подготовиться к этим изменениям.
Основная роль леса заключается в защите климата и биоразнообразия. А для этого у надлесничего должна быть полная свобода действий.
Казимеж Рыковски: Надлесничий должен чувствовать себя хозяином. Он не должен бояться инспекции и переживать по поводу того, что если сделает что-то не так, то сменит место работы. Он должен иметь право на риск, а профессиональная подготовка должна минимизировать этот риск. Здесь необходимы комплексные изменения, в том числе и в сфере образования.
Хорошо ли LP подготовлены к изменению климата?
Януш Залески: Проводятся различные встречи, обсуждения, разговоры, но пока за ними ничего не следует.
Ель, которая должна быть выведена из Польши, все еще сажают. Мы все ещё работаем в лесу как
наши деды и прадеды. Это должно измениться. Все унаследованные знания устарели и мало чего стоят. Климат изменился, и эти обсуждения не приводят к каким-либо действиям.
Легкие деньги LP нанесли большой ущерб науке, потому что они шли и идут только на исследования, оправдывающие их действия. Это заставляет науку зависеть от LP. Какой-то другой орган должен выделить финансирование на науку.
Казимеж Рыковски: Я тоже не вижу обдуманннsх действий. Вместо того, чтобы предотвращать или ограничивать, многие правила могут снизить устойчивость будущих лесов.
Запрет на перенос репродуктивного материала за границы семенных районов, замкнутость понятий аборигенных и местными экотипов ограничивает возможности адаптации к климату.
Мы недостаточно знаем о реакции долгоживущих деревьев на относительно быстрое изменение климата. Природа действительно «знает» лучше.
Отсюда э концепция эталонных лесов, которые следует изучать и наблюдать за их реакцией. Появляются неизвестные до сих пор явления, такие как четыре поколения елового короеда или грибковые заболевания, характерные для более теплого, чем умеренный климат.
То, что вы, ребята, говорите, довольно печальный диагноз для LP. Есть ли надежда на
улучшение имиджа лесника?
Януш Залески: Лесники должны прислушиваться к голосу общества. Конфликты должны быть сведены к минимуму, а сделать это нельзя иначе, как признав хотя бы часть аргументов социальной стороны.
Лучше всего, если Леса пересмотрят свой образ мышления и преобразятся. Но в этой политической обстановке мы не можем быть оптимистичны в том, что это произойдет.
Ниже полная запись интервью.

проф. Казимир Рыковски
Лесник, ученый, многолетний сотрудник НИИ леса. Автор более 200 научных публикаций. Член Шведской королевской академии сельского и лесного хозяйства и трех научных комитетов Польской академии наук. Он был членом многих международных органов ФАО по лесному хозяйству. Специалист, в том числе от биоразнообразия и воздействия изменения климата на окружающую среду.

Доктор Януш Залески
В прошлом заместитель статс-секретаря в Министерстве окружающей среды, главный природоохранный орган, а также заместитель генерального директора Гослеса, ранее многолетний лесной инспектор. Выпускник факультета лесного хозяйства Варшавского университета наук о жизни и экономики производства Варшавской школы экономики (SGH). Доктор лесных наук. Сегодня он читает лекции на факультете развития окружающей среды и сельского хозяйства Варминьско-Мазурского университета.