фото Владимира Иванова (VŽ).
Поскольку литовская промышленность переживает сложный период, в сложный период вступила и отрасль деревообработки – потребление ее продукции в последнее время снижается. Громче всех бьют тревогу мебельщики страны: по мере сужения рынка мебельного производства, по мере того, как компании сокращают объемы и увольняют работников, промышленники возлагают надежды на государство, которое, усвоив уроки пандемии, иметь большое “меню антикризисных решений”.
Представители лесоперерабатывающей отрасли, предлагая властям учитывать более высокую добавленную стоимость, которую они создают, вновь просят предоставить им приоритет при закупке сырья.
Деревообрабатывающая промышленность является важной составляющей литовской экономики: эта отрасль генерирует около 7% ВВП в год, а древесина и изделия из нее составляют около 12% экспорта страны. Упомянутый сектор генерирует около 2 миллиардов долларов в год. евро ВВП, на его компании приходится 4-5% всех рабочих мест в стране.
Раймондас Имбрасас, глава Ассоциации деревообработчиков, говорит, что еще большая ценность отрасли заключается в том, что большинство рабочих мест создается в регионах, где их предложение ограничено.
По его словам, продажи продукции деревообрабатывающего сектора в последнее время также снижаются из-за снижения уровня потребления. Например, как сообщило в апреле кредитное бюро “Creditinfo Lietuva”, спрос на мебельную продукцию в этом году снизился на 32,5% по сравнению с октябрем прошлого года.
Экономисты говорят, что уровень потребления в Европе не изменился, а продажи мебели, которые выросли во время пандемии из-за удаленной работы, сейчас относительно умеренные.
Ближайшие экономические тенденции на Старом континенте также не обещают ничего более радостного. Глава ассоциации, оценивая столь неопределенную ситуацию, напоминает: у компаний есть кредиты в банках, они инвестировали в новое оборудование, создали новые производственные базы, приобрели складские и логистические мощности, наняли много сотрудников.
Все это вызывает серьезные опасения по поводу ближайшего будущего развития лесопромышленного комплекса. Беспокойство вызывает также древесина, спрос на которую, по прогнозам, в будущем возрастет. Вот уже доброе десятилетие представители этого сектора обращаются к представителям правительства с просьбой предоставить отечественной деревообрабатывающей промышленности первоочередное снабжение сырьем. Один из аргументов состоит в том, что эта отрасль создает для государства гораздо более высокую добавленную стоимость, чем примитивный экспорт древесины в другие страны.
Некоторые члены Сейма откликнулись на запросы отрасли в этом году – их инициатива направлена на установление четкого направления использования государством своих лесных ресурсов: предлагается внести изменения в статью 7 Закона о лесах и установить, что продажа древесного сырья и (или) порубочных остатков, продаваемых на оптовых аукционах, должна быть организована таким образом, чтобы не менее 80% продаваемых на этих торгах объемов перерабатывалось в продукцию с более высокой добавленной стоимостью в территории Литвы до их вывоза.
Другими словами, ограниченные лесные ресурсы Литвы будут использоваться рационально и эффективно. Р.Имбрасас подсчитал: после принятия проекта поправки к закону в Литве прогнозируют дополнительно 500 тысяч кубометров переработки древесины. Это позволит создать около 3000 новых рабочих мест непосредственно в деревообрабатывающей отрасли и ежегодно производить продукции на 65 миллионов евро.
Пока на пути такой заманчивой прогнозной статистики стоит Совет по конкуренции (КТ). Авторам проекта поправки в закон поручено проанализировать, создадут ли предложенные ими изменения более благоприятные условия для некоторых компаний, закупающих древесину.
Поясняется, что изменения в порядке реализации древесины в государственных лесах могут повлиять на конкуренцию, поэтому составители предлагаемых поправок в Закон о лесах должны провести оценку влияния проекта на конкуренцию.
В отчете КТ подчеркивается, что стремление обеспечить удовлетворение интересов конкретных хозяйствующих субъектов путем продажи им древесины из государственных лесов автоматически ведет к дискриминации других покупателей древесины. Учреждение также указывает, что предлагаемое регулирование также должно быть оценено в соответствии с правилами государственной помощи, гарантируя, что такая помощь не будет предоставлена или что она будет законной.
Сколько раз представители лесоперерабатывающей отрасли просили дать им возможность закупать в приоритетном порядке древесину, заготовленную в государственном лесу, почти столько же раз в ответ высказывались сомнения по поводу возможного нарушении конкуренции: мол, такая привилегия может противоречить принципу свободного движения товаров на рынке ЕС, а новый порядок может рассматриваться как незаконная государственная помощь.
Сколько раз представители лесоперерабатывающей отрасли просили дать им возможность закупать в приоритетном порядке государственный лес, почти столько же раз слышали сомнения в возможном нарушении конкуренции: мол, такая привилегия может противоречить принципу свободного движения товаров на рынке ЕС, а новый порядок может рассматриваться как незаконная государственная помощь.
Правда, в 2020 г. Тогдашний министр окружающей среды Кястутис Мажейка пояснил: учитывая практику других стран, согласование с Европейской комиссией нецелесообразно, потому что это не прямая государственная помощь.
Такой порядок еще в 2015 году пытался отстоять тогдашний премьер-министр Альгирдас Буткявичюс. представил несколько примеров стран, которые отдают приоритет закупкам древесины компаниям обрабатывающей промышленности. Среди них – Латвия, Эстония, Польша, Швеция. Например, в Латвии круглый лес могут закупать в государственных лесах только местные перерабатывающие предприятия, которые могут декларировать производственную мощность, иметь определенное количество работников и соответственно платить налоги в государственный бюджет.
Будущее деревообрабатывающей отрасли (как, впрочем, и всей отрасли) во многом будет определять деловая хватка — то, как она сумеет находить решения и адаптироваться к меняющимся условиям. Однако, по мнению В.Ж., власти также должны научиться прислушиваться к бизнесу и решать, какую государственную политику они проводят и какой сектор должен быть приоритетным – тот ли он, который создает добавленную стоимость, создает новые рабочие места и платит налоги государству. бюджет, или продавцы сырья. Стремление усилить промышленность своей страны, создать большую добавленную стоимость – нормальное желание.
РЕДАКЦИОННАЯ СТАТЬЯ (редакционная) – эссе, отражающее мнение редакции, написанное от ее имени, обычноо реагирующее на какие-то события, факты, тенденции, часто без указания конкретного автора, Для него характерен небольшой, часто одинаковый объем всех редакционных статей в издании, лаконичное изложение мыслей, тезисная аргументация, используются элементы публицистической риторики. Подобным образом принято представлять выводы, резюме, отражающие положения редакции. /Энциклопедия журналистики/