Гибель на дороге: столкновения транспортных средств могут угрожать выживанию некоторых популяций млекопитающих

Вапити переходит дорогу в Колорадо, США. Фотографии Рольфа Нуссбаумера / Alamy Stock Photo

Ездить на машинеи не видеть некоторые из миллионов животных, которые ежегодно погибают на дорогах, практически невозможно.

Такие смерти, которые исследователи обычно называют дорожно-транспортными происшествиями, негативно сказываются на популяциях диких животных. Но как именно это происходит, остается неясным. Необработанных данных о дорожно-транспортных происшествиях недостаточно, чтобы определить, как ДТП могут подорвать выживание популяций.

В недавнем исследовании мы с коллегами собрали опубликованные данные о 150 популяциях млекопитающих 69 видов по всему миру. Затем мы сравнили смертность млекопитающих на дорогах с ключевыми биологическими параметрами, включая размер популяции, чтобы определить влияние дорожных смертей на разные виды животных.

Мы обнаружили, что дорожно-транспортные происшествия были наиболее распространенной причиной смерти почти трети (28%) исследованных популяций, опережая такие причины, как болезни и охота. В некоторых популяциях животных до 80% всех смертей приходится на столкновения с транспортными средствами.

У изучаемых видов гибель на дорогах повлияла на структуру, воспроизводство и даже выживание популяции. Для некоторых видов, особенно редких или занесенных в список Международного союза охраны природы как находящиеся под угрозой исчезновения, даже низкий уровень гибели на дорогах может нанести ущерб. Если смертность на дорогах приведет к тому, что общий уровень смертности превысит уровень воспроизводства, то популяции будут постепенно уменьшаться.

Места изучения млекопитающих, убитых на дорогах. Лорен Мур и др. (2023), CC BY-NC-ND

Какой вид подвергается наибольшему риску?

К видам, наиболее уязвимым для столкновений с транспортными средствами, относятся находящиеся под угрозой исчезновения иберийская рысь, тасманские дьяволы, африканские дикие собаки, гигантские муравьеды и находящаяся под угрозой исчезновения островная лисица Сан-Клементе.

Гигантский муравьед идет по полю. Столкновения транспортных средств вдвое сократили скорость роста популяций гигантских муравьедов (Myrmecophaga tridactyla). Ондрей Просицки/Shutterstock

Столкновения транспортных средств вдвое сократили темпы роста популяции гигантских муравьедов в Серрадо, Бразилия. При нынешних показателях дорожно-транспортных происшествий некоторые популяции муравьедов могут исчезнуть примерно через десять лет. Гигантские муравьеды особенно чувствительны к гибели на дорогах, поскольку представители этого вида живут долго и медленно размножаются.

Удивительно, но мы обнаружили, что последствия дорожно-транспортных происшествий различаются для разных популяций одного и того же вида. Доля буковых куниц, ежегодно погибающих на дорогах, колеблется от 1,11 до 33% от численности их популяции. Вклад смертей на дорогах в общую смертность среди популяций вапити в Северной Америке различался в 20 раз.

Эти различия, вероятно, возникают из-за того, что популяции одновременно подвергаются множеству угроз. Например, на многие виды оленей, в том числе на вапити, охотятся в разной степени в течение года. Интенсивность ведения охоты может повлиять на то, как повлияют на популяцию дополнительные смертельные случаи на дорогах.

Но цифры дорожно-транспортных происшествий нельзя принимать за чистую монету. Мы обнаружили, что большое количество дорожных убийств не обязательно приводит к сокращению популяций диких животных. Высокие показатели дорожно-транспортных происшествий иногда подчеркивают то, что популяция большая и здоровая — чем больше в ней особей, тем выше риск столкновения. Если популяция имеет высокие показатели воспроизводства, она может поддерживать стабильную численность и при высокой численности ДТП.

В американском штате Мичиган в период с 2001 по 2005 год популяции американской куницы ежегодно в среднем теряла из-за столкновений с транспортными средствами 12,5% численности. Ожднако, исследователи сочли этот уровень смертности устойчивым, поскольку в этот период популяция ежегодно прирастала на 16%.

Уязвимые самки

Проведенное исследование показало, что гибель самок животных на дорогах встречается чаще и сказывается на популяции тяжелее, чем было установлено предыдущими исследованиями. Это означает, что в некоторых популяциях самок убивают на дорогах чаще, чем ожидалось, исходя из их количества в популяции. Это вызывает беспокойство, потому что самки часто играют основную роль в воспитании молодняка, поэтому они, как правило, более важны для выживания популяции, чем самцы.

Кроме того, женская смертность на дорогах также имеет несколько косвенных последствий.

Другое исследование, проведенное в 2011 году, показало, что, когда лиса с острова Сан-Клементе (вид, обитающий исключительно на Нормандских островах Калифорнии) была убита автомобилем, ее детеныши умерли от голода. После смерти на дороге пум -матерей их детеныши были убиты неродственными взрослыми самцами. Убийство молодых животных взрослыми в пределах одного и того же вида, известное как детоубийство, чаще встречается у млекопитающих, у которых всего несколько самцов конкурируют за право размножения с несколькими самками.

Детеныши пумы (Puma concolor), чья мать погибла в ДТП часто становятся жертвами детоубийства. Ристо Раунио/Shutterstock

Что дальше?

Дорожная сеть растет и остается актуальным фактором, влияющим на охрану природы.  Ожидается, что только в Великобритании к 2050 году объем трафика увеличится на 51%.

Измерение последствий дорожно-транспортных происшествий тем способом, которым мы занимаемся, поможет в будущем планировать природоохранные работы, выявляя популяции подвергающиеся наибольшему риску и концентрируя на них основное внимание. Это особенно важно в странах, в которых обитают виды, находящиеся под угрозой исчезновения, и в последних оставшихся в мире районах дикой природы.

Одним из вариантов является сохранение «бездорожных» мест обитания в районах, где обитают виды, которым угрожает гибель на дорогах, — подход, известный как сохранение бездорожных территорий. В США более 58 миллионов акров в 38 штатах обозначены как бездорожные районы.

Для тех кто водит автомобиль,  вид мертвых животных, лежащих на дороге является привычным. Наше исследование показывает, что эти смерти по-разному влияют на разные  виды. Понимая, каким популяциям животных больше всего угрожает гибель на дорогах, мы можем ограничить ее воздействие.

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.