Вапити переходит дорогу в Колорадо, США. Фотографии Рольфа Нуссбаумера / Alamy Stock Photo
Ездить на машинеи не видеть некоторые из миллионов животных, которые ежегодно погибают на дорогах, практически невозможно.
Такие смерти, которые исследователи обычно называют дорожно-транспортными происшествиями, негативно сказываются на популяциях диких животных. Но как именно это происходит, остается неясным. Необработанных данных о дорожно-транспортных происшествиях недостаточно, чтобы определить, как ДТП могут подорвать выживание популяций.
В недавнем исследовании мы с коллегами собрали опубликованные данные о 150 популяциях млекопитающих 69 видов по всему миру. Затем мы сравнили смертность млекопитающих на дорогах с ключевыми биологическими параметрами, включая размер популяции, чтобы определить влияние дорожных смертей на разные виды животных.
Мы обнаружили, что дорожно-транспортные происшествия были наиболее распространенной причиной смерти почти трети (28%) исследованных популяций, опережая такие причины, как болезни и охота. В некоторых популяциях животных до 80% всех смертей приходится на столкновения с транспортными средствами.
У изучаемых видов гибель на дорогах повлияла на структуру, воспроизводство и даже выживание популяции. Для некоторых видов, особенно редких или занесенных в список Международного союза охраны природы как находящиеся под угрозой исчезновения, даже низкий уровень гибели на дорогах может нанести ущерб. Если смертность на дорогах приведет к тому, что общий уровень смертности превысит уровень воспроизводства, то популяции будут постепенно уменьшаться.

Какой вид подвергается наибольшему риску?
К видам, наиболее уязвимым для столкновений с транспортными средствами, относятся находящиеся под угрозой исчезновения иберийская рысь, тасманские дьяволы, африканские дикие собаки, гигантские муравьеды и находящаяся под угрозой исчезновения островная лисица Сан-Клементе.

Столкновения транспортных средств вдвое сократили темпы роста популяции гигантских муравьедов в Серрадо, Бразилия. При нынешних показателях дорожно-транспортных происшествий некоторые популяции муравьедов могут исчезнуть примерно через десять лет. Гигантские муравьеды особенно чувствительны к гибели на дорогах, поскольку представители этого вида живут долго и медленно размножаются.
Удивительно, но мы обнаружили, что последствия дорожно-транспортных происшествий различаются для разных популяций одного и того же вида. Доля буковых куниц, ежегодно погибающих на дорогах, колеблется от 1,11 до 33% от численности их популяции. Вклад смертей на дорогах в общую смертность среди популяций вапити в Северной Америке различался в 20 раз.
Эти различия, вероятно, возникают из-за того, что популяции одновременно подвергаются множеству угроз. Например, на многие виды оленей, в том числе на вапити, охотятся в разной степени в течение года. Интенсивность ведения охоты может повлиять на то, как повлияют на популяцию дополнительные смертельные случаи на дорогах.
Но цифры дорожно-транспортных происшествий нельзя принимать за чистую монету. Мы обнаружили, что большое количество дорожных убийств не обязательно приводит к сокращению популяций диких животных. Высокие показатели дорожно-транспортных происшествий иногда подчеркивают то, что популяция большая и здоровая — чем больше в ней особей, тем выше риск столкновения. Если популяция имеет высокие показатели воспроизводства, она может поддерживать стабильную численность и при высокой численности ДТП.
В американском штате Мичиган в период с 2001 по 2005 год популяции американской куницы ежегодно в среднем теряла из-за столкновений с транспортными средствами 12,5% численности. Ожднако, исследователи сочли этот уровень смертности устойчивым, поскольку в этот период популяция ежегодно прирастала на 16%.
Уязвимые самки
Проведенное исследование показало, что гибель самок животных на дорогах встречается чаще и сказывается на популяции тяжелее, чем было установлено предыдущими исследованиями. Это означает, что в некоторых популяциях самок убивают на дорогах чаще, чем ожидалось, исходя из их количества в популяции. Это вызывает беспокойство, потому что самки часто играют основную роль в воспитании молодняка, поэтому они, как правило, более важны для выживания популяции, чем самцы.
Кроме того, женская смертность на дорогах также имеет несколько косвенных последствий.
Другое исследование, проведенное в 2011 году, показало, что, когда лиса с острова Сан-Клементе (вид, обитающий исключительно на Нормандских островах Калифорнии) была убита автомобилем, ее детеныши умерли от голода. После смерти на дороге пум -матерей их детеныши были убиты неродственными взрослыми самцами. Убийство молодых животных взрослыми в пределах одного и того же вида, известное как детоубийство, чаще встречается у млекопитающих, у которых всего несколько самцов конкурируют за право размножения с несколькими самками.

Что дальше?
Дорожная сеть растет и остается актуальным фактором, влияющим на охрану природы. Ожидается, что только в Великобритании к 2050 году объем трафика увеличится на 51%.
Измерение последствий дорожно-транспортных происшествий тем способом, которым мы занимаемся, поможет в будущем планировать природоохранные работы, выявляя популяции подвергающиеся наибольшему риску и концентрируя на них основное внимание. Это особенно важно в странах, в которых обитают виды, находящиеся под угрозой исчезновения, и в последних оставшихся в мире районах дикой природы.
Одним из вариантов является сохранение «бездорожных» мест обитания в районах, где обитают виды, которым угрожает гибель на дорогах, — подход, известный как сохранение бездорожных территорий. В США более 58 миллионов акров в 38 штатах обозначены как бездорожные районы.
Для тех кто водит автомобиль, вид мертвых животных, лежащих на дороге является привычным. Наше исследование показывает, что эти смерти по-разному влияют на разные виды. Понимая, каким популяциям животных больше всего угрожает гибель на дорогах, мы можем ограничить ее воздействие.