Чтение последнего международного климатического доклада может показаться ошеломляющим. В нем описывается, как повышение температуры, вызванное увеличением выбросов парниковых газов в результате деятельности человека, оказывает быстрое и широкомасштабное воздействие на погоду, климат и экосистемы во всех регионах планеты, и говорится, что риски возрастают быстрее, чем ожидали ученые.
Глобальные температуры сейчас на 1,1 градуса Цельсия (2 градуса по Фаренгейту) выше, чем в начале индустриальной эры. Аномальная жара, ураганы, пожары и наводнения наносят вред людям и экосистемам . Сотни видов исчезли из регионов по мере повышения температуры, а изменение климата вызывает необратимые изменения в морском льду, океанах и ледниках. В некоторых областях становится все труднее адаптироваться к изменениям.
Тем не менее, есть основания для оптимизма – например, снижение стоимости возобновляемой энергии начинает преобразовывать энергетический сектор, а использование электромобилей расширяется . Но изменения происходят недостаточно быстро, и окно для плавного перехода быстро закрывается, предупреждает Межправительственная группа экспертов по изменению климата . Чтобы удержать глобальное потепление ниже 1,5 C (2,7 F), глобальные выбросы парниковых газов должны сократиться на 60% к 2035 году по сравнению с уровнями 2019 года.

В новом отчете , опубликованном 20 марта 2023 г., МГЭИК обобщает результаты серии оценок , проведенных за последние восемь лет, и обсуждает, как остановить ущерб. В них сотни ученых рассмотрели доказательства и исследования.
Вот четыре важных прочтения соавторами некоторых из этих отчетов, каждый из которых дает различный снимок происходящих изменений и обсуждает решения.
1. Более сильные штормы и наводнения

Многие из самых шокирующих стихийных бедствий последних нескольких лет были связаны с интенсивными дождями и наводнениями.
В Европе шторм 2021 года вызвал оползни и заставил реки хлынуть через деревни, которые стояли веками. В 2022 году около трети территории Пакистана было затоплено, а несколько населенных пунктов в США пострадали от сильных внезапных наводнений.
МГЭИК предупреждает в шестом оценочном отчете, что круговорот воды будет продолжать усиливаться по мере нагревания планеты. Это включает в себя экстремальные муссонные дожди, а также усиление засухи, усиление таяния горных ледников, уменьшение снежного покрова и более раннее таяние снега, пишет климатолог из Массачусетского университета в Лоуэлле Мэтью Барлоу, соавтор оценочного отчета, посвященного изучению физических изменений .

«Усиление круговорота воды означает, что как влажные, так и засушливые экстремальные явления, а также общая изменчивость водного цикла будут увеличиваться, хотя и неравномерно по всему миру», — пишет Барлоу.
«Понимание этого и других изменений в круговороте воды важно не только для подготовки к стихийным бедствиям. Вода является важным ресурсом для всех экосистем и человеческого общества».
2. Чем дольше задержка, тем выше стоимость

В своих докладах МГЭИК подчеркивала, что деятельность человека однозначно нагревает планету и вызывает быстрые изменения в атмосфере, океанах и ледяных регионах мира.
«Страны могут либо планировать свои преобразования , либо столкнуться с разрушительными и часто хаотическими природными ктаклизмами, которые будут вызваны изменением климата», — написал Эдвард Карр , ученый из Университета Кларка и соавтор доклада МГЭИК, посвященного адаптации.
Чем дольше страны ждут ответа, тем больше ущерб и затраты на его сдерживание. Согласно оценке Колумбийского университета, стоимость адаптации, необходимой только для городских районов, составляет от 64 до 80 миллиардов долларов США в год, а стоимость бездействия к середине века будет в 10 раз превышать этот уровень.
«Оценка МГЭИК предлагает серьезный выбор», — написал Карр. «Принимает ли человечество этот катастрофический статус-кво и неопределенное, неприятное будущее, к которому оно ведет, или оно берет поводья и выбирает лучшее будущее?»
3. Транспорт — хорошее место для начала

CC BY
Одним из важнейших секторов для сокращения выбросов парниковых газов является транспорт.
Сокращение выбросов парниковых газов до нуля к середине века — цель, которая считается необходимой для удержания глобального потепления на уровне ниже 1,5 °C, — потребует « серьезного и быстрого переосмысления того, как люди передвигаются по всему миру », — написал Алан Дженн , специалист по транспорту в Калифорнийский университет в Дэвисе и соавтор отчета МГЭИК о смягчении последствий.
Есть положительные признаки. Стоимость аккумуляторов для электромобилей снизилась, что делает их более доступными. В США Закон о снижении инфляции 2022 года предлагает налоговые льготы, которые снижают затраты для покупателей электромобилей и побуждают компании наращивать производство. Несколько штатов рассматривают возможность выполнения требования Калифорнии о том, чтобы к 2035 году все новые автомобили и легкие грузовики были с нулевым уровнем выбросов .

«Также потребуются поведенческие и другие системные изменения, чтобы резко сократить выбросы парниковых газов в этом секторе», — написала Дженн.
Например, выбросы от транспорта во многих странах сократились во время COVID-19, поскольку большему количеству людей было разрешено работать из дома. Совместное использование велосипедов в городских районах, города с удобным общественным транспортом и предотвращение разрастания городов могут помочь еще больше сократить выбросы. Авиацию и судоходство сложнее декарбонизировать, но усилия предпринимаются.
4. Причины для оптимизма

В отчетах МГЭИК обсуждаются несколько других важных шагов по сокращению выбросов парниковых газов, в том числе перевод энергии с ископаемого топлива на возобновляемые источники, повышение энергоэффективности зданий и улучшение производства продуктов питания, а также способы адаптации к изменениям, которых уже нельзя избежать.
Есть основания для оптимизма , пишут Роберт Лемперт и Элизабет Гилмор , соавторы доклада МГЭИК, посвященного смягчению последствий.
«Например, возобновляемая энергия в настоящее время обычно дешевле, чем ископаемое топливо, поэтому переход на чистую энергию часто может сэкономить деньги», — написали они. Стоимость электромобилей падает. Сообщества и инфраструктура могут быть перестроены, чтобы лучше справляться со стихийными бедствиями, такими как лесные пожары и ураганы. Раскрытие корпоративных климатических рисков может помочь инвесторам лучше распознать опасности и подтолкнуть эти компании к повышению устойчивости и снижению своего воздействия на климат.
«Проблема в том, что эти решения развертываются недостаточно быстро, — пишут Лемперт и Гилмор. «В дополнение к противодействию со стороны промышленности страх людей перед переменами помог сохранить статус-кво». По их словам, решение проблемы начинается с принятия инноваций и изменений.