Как Европейский Союз принимает решения по лесной политике?

Когда мы думаем о Европейском Союзе, у нас может сложиться впечатление, что разработка политики сложна, далека от жизни и не имеет отношения к гражданам государств-членов ЕС. Подумайте о лесной политике. Разве не правда, что политические решения, связанные с лесами, принимаются в наших собственных парламентах под руководством только избранных нами политиков? Ну не совсем. Процесс принятия решения более сложен.  

Около 80% решений, касающихся окружающей среды, в настоящее время принимаются на уровне ЕС. Несмотря на то, что все государства-члены имеют строгое лесное законодательство, многие темы, такие как защита природы и биоразнообразия или изменение климата, являются областями политики, в которых Европейский Союз предпринимает коллективные действия.

Однако принятие решений на европейском уровне существенно отличается от принятия решений на национальном уровне. Советники по национальной политике, их министры и европейские парламентарии сотрудничают с Европейской комиссией, чтобы согласовать общие цели политики и принять решение о новой политике и правилах, связанных с лесами.

Недоразумения часто возникают, когда СМИ заявляют, что Европейский парламент согласился с решением, касающимся лесов. Когда такие заголовки появляются в центральных газетах, люди склонны думать, что принято окончательное решение, скажем, по лесному законодательству. Но это не так в контексте ЕС. Когда в заголовках новостей говорится, что Европейский парламент согласился с решением, касающимся лесов, это обычно означает, что парламент принял решение относительно предложения, внесенного Европейской комиссией.

Теперь, когда мы рассмотрели основы, давайте посмотрим, как работает в ЕС процесс принятия решений, связанных с лесами. Важно помнить, что он отличается от принятия решений на национальном уровне по трем основным причинам:

1. Право инициативы

Только Еврокомиссия может подготовить и предложить новое законодательство на уровне ЕС. Другие институты (например, Европейский парламент) могут только реагировать на это, поскольку Комиссия обладает «правом инициативы». Другими словами, именно Комиссия предлагает законодательные тексты, влияющие также на леса (например, предложение о законе о восстановлении природы) или публикует политические стратегии (например, Лесная стратегия ЕС). Но поскольку леса прямо не упоминаются в договорах Европейского Союза, Комиссия может действовать только в смежных областях, где она компетентна. К таким областям компетенции относятся сельскохозяйственная и торговая политика, а также политика в области охраны окружающей среды и изменения климата. Это объясняет, почему Комиссия никогда не предлагает лесной закон сам по себе, а скорее природоохранное или восстановительное законодательство, связанное с лесами. 

Итак, кто готовит эти стратегии и законы? Европейская комиссия состоит примерно из 30 генеральных управлений (ГД), которые аналогичны национальным министерствам. Эти управления контролируют различные области политики, например, сельское хозяйство и развитие сельских районов (DG AGRI), меры по борьбе с изменением климата (DG Clima) или вопросы охраны окружающей среды (DG ENV). Им предшествует комиссар, который действует как министр на внутреннем уровне. В настоящее время в Европейской комиссии работают 27 уполномоченных — по одному от каждой страны, и всю организацию возглавляет президент Комиссии Урсула фон дер Ляйен. Сотрудники этих различных генеральных управлений готовят европейские стратегии и законодательство, касающиеся лесов. В зависимости от основной темы, разные генеральные директора берут на себя инициативу. На этапе подготовки они консультируются с заинтересованными сторонами, представителями государств-членов,

2. Два соучредителя

Европейская комиссия состоит из двух законодателей: Европейского парламента и Совета Европейского союза.

Члены Европейского парламента избираются прямым голосованием в каждом из 27 государств-членов. Полномочия парламента со временем возросли, и теперь он в большинстве случаев принимает законодательные предложения, затрагивающие леса. Это означает, что парламент предлагает поправки к юридическим текстам, совместно готовит резолюции и принимает мнения о реализации стратегий Европейской комиссии в отношении лесов и биоразнообразия.

Совет Европейского Союза (обычно известный как «Совет» или «Совет министров») сравнивается с национальными правительствами. В то время как правительства в государствах-членах в основном являются коалиционными правительствами, которые имеют большинство голосов выборщиков и формируются ведущими политическими партиями, различные члены Совета не избираются. Вместо этого они представляют 27 государств-членов и являются министрами, отвечающими за сельское хозяйство и развитие сельских районов, окружающую среду, борьбу с изменением климата и т. д., в зависимости от обсуждаемой области политики. Эти министры собираются для принятия решений, которые были подготовлены национальными советниками, собравшимися в рабочие группы Совета, и другим органом , состоящим из постоянных представителей каждой страны-члена (по аналогии с послом). Каждые 6 месяцев председательство Совета передается другой стране (сейчас это Швеция, с июля 2023 года — Испания). Это означает, что Швеция выступает от имени других государств-членов, председательствует на их заседаниях и обсуждает юридические предложения с Европейской комиссией и Европейским парламентом.

3. Европейский совет

Европейский совет обеспечивает политическое направление и руководящие принципы для самого Европейского Союза. Это сравнимо со встречами всего правительства в одной стране для определения ее стратегических направлений. Однако в контексте ЕС Европейский совет включает 27 глав государств и председателей Комиссии и Совета. Хотя они не играют непосредственной роли в законодательном процессе, в его состав входят высшие политические представители Союза и государств-членов, которые формулируют выводы совета, на которых Комиссия основывает свою работу, а затем предлагают политику.

Европейский совет обеспечивает политическое руководство Союзом (в том числе по экологической и лесной политике), не принимая участия в переговорах по лесному законодательству.

Европейская комиссия вносит законодательное предложение, которое обсуждается, а затем принимается Европейским парламентом и Советом министров. Переговоры иногда могут происходить за закрытыми дверями в виде «триалога», где обсуждаются самые спорные моменты разногласий.

Иногда необходимо согласовать больше законодательных актов на этапе реализации законодательства (например, финансовые решения). Все это происходит в «комитологии», когда Комиссия консультируется с различными комитетами для подготовки дополнительного исполнительного законодательства, которое затем должно быть принято Парламентом и Советом.

В заключение можно сказать, что формирование лесной политики в Европейском союзе — это сложный процесс. Как мы видели, этим процессом управляют различные институты ЕС и представители государств-членов. На этом процесс не останавливается, , поскольку затем решения должны быть реализованы и переданы государствам-членам, но это, вероятно, лучше обсудить в другом блоге!

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.