Южнокорейский истребитель сбросил два боеприпаса Joint Direct Attack в октябре. Фото…Министерство обороны Южной Кореи, через Associated Press
Соединенные Штаты впервые предоставляют Киеву бомбы со спутниковым наведением в рамках нового пакета военной помощи в размере 1,85 миллиарда долларов.
Американское оружие, впервые сброшенное бомбардировщиками-невидимками над Косово в 1999 году, а затем во время боевых действий в войнах после 9/11, скоро будет использоваться украинскими пилотами, летающими на самолетах российского производства, чтобы убивать российских солдат.
Оружие, называемое Joint Direct Attack Munition (JDAM), состоит из комплекта, который превращает дешевую неуправляемую бомбу в высокоточное оружие с GPS-наведением. Его обычно называют JDAM (произносится как JAY-dam).
Администрация Байдена объявила на этой неделе, что оружие станет частью нового пакета военной помощи в размере 1,85 миллиарда долларов, что даст Киеву возможности для высокоточных бомбардировок, которых у него никогда не было.
При сбросе с больших высот бомба может пройти около 15 миль до своей цели, прежде чем взорваться.
При правильном оснащении украинские самолеты потенциально могут нести несколько JDAM на одну миссию, как это делают военные самолеты США и НАТО.
Что это за оружие?
Технически говоря, JDAM относится к комплекту, который прикреплен к бомбе общего назначения США Mark-80 и превращает ее в оружие с GPS-наведением.
Боеголовка Mark-80, которая была разработана вскоре после Второй мировой войны, была спроектирована так, чтобы легко оснащаться различным хвостовым оперением и взрывателями для использования в различных ситуациях. На протяжении десятилетий были установлены различные приспособления — для низкоуровневых бомбардировок, для превращения их в наземные и морские мины и, наконец, в различные виды управляемого оружия.
Боеголовка Mark-80 была разработана сразу после Второй мировой войны как модульное оружие, которое могло быть оснащено различными видами хвостового оперения и взрывателей, и было обтекаемо, чтобы оно создавало меньшее сопротивление при доставке сверхзвуковыми реактивными самолетами. Оно обычно поставляется в трех вариантах от 500 до 2000 фунтов (230 – 900 кг). Однако, какая модель или модели будут предоставлены Украине, неясно.
С момента их первого боевого применения в конце 1990-х годов JDAM были улучшены и добавлены новые возможности. Они могут работать с различными взрывателями, которые контролируют, взрываются ли они над землей, на поверхности или после зарытия в землю. Один обновленный комплект добавляет пару крыльев, которые открываются после сброса бомбы, позволяя ей пролететь более 40 миль (64 км) до цели.
Они также относительно недороги, по математике Пентагона. В информационном бюллетене ВМС, обновленном в 2021 году, средняя цена базового комплекта JDAM составляет чуть более 24 000 долларов за штуку.
Откуда они взялись?
JDAM родился из разочарования, которое пилоты и руководители ВВС испытывали с другим видом управляемой бомбы во время операции «Буря в пустыне» в 1991 году.
Впервые использованная в небольших количествах к концу войны во Вьетнаме, эта бомба называлась Paveway II. В то время идея считалась революционной: дорогой комплект, закрепленный на носу и хвосте Mark-80, мог сделать неуправляемую бомбу маневренной по пути лазера, направленного с земли или с самолета на цель. Но в Ираке песчаные бури и дым часто прерывали путь лазерных лучей, в результате чего бомба не попадала в цель.
Через несколько месяцев после окончания этой войны ВВС решили, что военным летчикам нужен комплект, который не будет стоить дороже, чем Paveway II, и сможет направлять бомбы в любых погодных условиях. Новая группировка спутников GPS предложила решение, непрерывно излучая радиосигналы, которые могли направлять бомбы ночью и днем, под дождем или светом.
Руководители ВВС ускорили работу над аналогичным устройством, чтобы произвести то, что в конечном итоге стало JDAM, которые теперь производятся Boeing на заводе в Сент-Чарльзе, штат Миссури.
Почему США ждали, чтобы отдать эти бомбы Украине?
В отличие от некоторых видов оружия, поставляемых США, вопрос не в продолжительности обучения или стоимости обслуживания. Пришлось решить несколько фундаментальных аппаратных и программных проблем: комплекты JDAM не были предназначены для использования с бомбами российского производства Украины, а российские военные самолеты страны не могут нести бомбы американского производства, а российские бортовые компьютеры не могут в электронном виде взаимодействовать с американскими управляемыми боеприпасами.
С тех пор, как Польша, бывший сателлит Советского Союза, присоединилась к Организации Североатлантического договора, некоторые из ее российских военных самолетов МиГ-29 были переоборудованы для транспортировки западных боеприпасов, но это потребовало замены их советских компьютерных систем и некоторой проводки на оборудование западного производства. Для Украины необходим более быстрый подход.
Пентагон мало что сказал о том, как он заставил это работать.
Какая проблема должна быть решена?
Потребовалось немного Макгайверинга, но проблема здесь мало чем отличалась от той, что была показана в фильме «Аполлон-13», где инженеры НАСА должны были соединить разные части вместе, чтобы спасти жизни астронавтов в космосе — выясняя, как «поместить квадратный колышек в круглое отверстие», как гласит история.
В 2022 году инженерам пришлось, по сути, сделать это и многое другое, чтобы заставить JDAM работать на российских самолетах с минимальными модификациями.
Стандартные бомбы, используемые Соединенными Штатами и Россией, очень отличаются по конструкции, как и устройства, используемые для прикрепления их к военным самолетам и сброса их над целями.
Бомбы американского производства имеют два небольших стальных наконечника, которые крепят их к стойкам, предназначенным для их плотного удержания на высоких скоростях и быстрого отрыва их от фюзеляжа самолета, когда пилот нажимает кнопку, чтобы сбросить.
Для сравнения, многие российские бомбы имеют только один подвесной наконечник, а стойки, которые их сбрасывают, несовместимы с оружием американского производства.
Американские военные решили самую сложную часть этой проблемы несколько месяцев назад, когда украинские летчики впервые начали стрелять высокоскоростной противорадиационной ракетой американского производства, или HARM. Адаптер был создан для подключения устройства, называемого пилоном, и других частей, которые удерживают оружие, к самолету.
На авиабазе Рамштайн в Германии команда ВВС США и Национальной гвардии ПОД названием «Серый волк» оказывает поддержку украинским ВВС, в том числе по тактике и методам, сказал военный представитель.
Есть ли в этом что-то еще?
Да, совсем немного.
Надежно нести бомбу – это одно, но есть и другие проблемы. Электрический сигнал, генерируемый, когда пилот нажимает кнопку, чтобы сбросить эту бомбу, должен быть преобразован в тот, который распознают устройства американского производства. И перед тем, как быть сброшенным, JDAM нуждается в данных о положении и скорости самолета, а также о местоположении цели, подаваемой в него электронным способом во время полета самолета.
Новые типы американских бомбодержателей и пилонов предлагают решения. Один «умный» пилон, используемый с ракетой HARM, в настоящее время находится на вооружении ВВС Украины.
Заключительная часть заключается в передаче данных из кабины на пилон после того, как все другие конверсии и адаптеры будут выяснены, сказал Майк Пьетруча, полковник ВВС в отставке, который провел десятилетия, летая в качестве офицера вооружения на истребителях F-4G и F-15E.
Более десяти лет назад, по его словам, американские военные разработали систему для адаптации оружия с помощью GPS американского производства на иностранном самолете с использованием ноутбука с GPS-устройством, которое подключалось к интеллектуальному пилону через Bluetooth.
«Сегодня та же функция, вероятно, может быть выполнена с помощью планшета с GPS-приложением и, возможно, программного обеспечения для коммерческих полетов», — добавил он. «Оттуда пилон будет передавать данные самой бомбе».
Сколько из них было построено?
Boeing сообщает на своем веб-сайте, что он сделал более 500 000 комплектов JDAM для Соединенных Штатов и союзных стран.
Сколько из них направляется в Киев, не разглашается, хотя вполне вероятно, что 500-фунтовые JDAM будут предоставлены для начала. Это знаменует собой значительное увеличение возможностей Украины в области высокоточных боеприпасов.
«Это очень важно», – сказал Андрей Загороднюк, бывший министр обороны Украины, который консультирует правительство.