Опасаясь диверсии, Европа патрулирует трубопроводы с помощью минных охотников и беспилотных подводных лодок

Итальянский тральщик ITS Alghero у побережья Сицилии. АНДРЕА МИКЕЛЛИ ДЛЯ WALL STREET JOURNAL

Разрушение газопровода Nord Stream встревожило силы безопасности по всему ЕС; «тревожный звонок»

Итальянский морской охотник за минами ITS Numana недавно проплыл над трубопроводом, по которому природный газ из Северной Африки поступает в Европу, когда его гидролокатор обнаружил металлический предмет рядом с линией.

«Существовал очевидный риск», — сказал лейтенант Джанлуиджи Барберизи, командир корабля. Поэтому корабль опустил робота на 650 футов ниже, чтобы рассмотреть его поближе. Это был ржавый стол.

До недавнего времени ВМС Италии не уделяли много времени осмотру подводных трубопроводов. Ситуация изменилась 26 сентября, когда в газопроводе «Северный поток» в Балтийском море прогремели взрывы, что явилось явным актом саботажа. С тех пор защита трубопроводов, энергосистем и газовых терминалов, обеспечивающих свет в Европе и отопление домов, стала приоритетом национальной безопасности на всем континенте.

После вторжения России в Украину Москва постепенно ограничивала экспорт газа в Европу, демонстрируя опасность зависимости от российской нефти и газа. Взрывы на газопроводе «Северный поток», по которому газ из России поступал в Германию, выявили еще одну слабость Европы: уязвимость ее инфраструктуры для физических атак.

Хотя ни одно европейское правительство не назвало имена подозреваемых во взрывах, некоторые европейские официальные лица заявили, что они предполагают, что Россия несет ответственность. Россия отрицает свою причастность к взрывам.

Защита энергетической инфраструктуры Европы — колоссальная задача. Газопроводы протяженностью более 6000 миль пересекают норвежские воды и Средиземное море, и более 1000 морских нефтегазовых установок находятся в водах Европы. Аналитики в области энергетики и безопасности говорят, что любые атаки на них, подобные взрывам в «Северном потоке», потребуют месяцы, если не годы, для устранения из-за сложности доступа к трубам и ущерба, который может нанести морская вода.

Подразделение по поиску мин итальянского флота, которое до недавнего времени было больше сосредоточено на поиске и обезвреживании мин и бомб времен Второй мировой войны, теперь постоянно сканирует трубопроводы, по которым газ поступает в страну. «Мы усилили наше патрулирование над и под водой, в том числе с помощью подводных лодок, подводных кораблей с дистанционным управлением и военно-воздушных сил», — сказал адмирал Джузеппе Каво Драгоне, начальник штаба обороны Италии. «Речь идет не только об обнаружении того, что что-то произошло. Сам факт, что мы ведем слежку, служит сдерживающим фактором».

Экипаж ITS Alghero пилотирует беспилотный подводный аппарат для исследования неизвестного объекта. ФОТО: АНДРЕА МИКЕЛЛИ ДЛЯ WALL STREET JOURNAL

Старший старшина Джузеппе Агостино проверяет Pluto Plus, подводный аппарат с проводным управлением, перед тем, как его спустить в море. ФОТО: АНДРЕА МИКЕЛЛИ ДЛЯ WALL STREET JOURNAL

Почти везде в Европе, на суше и на море, правительства делают что-то подобное, иногда используя полицию и вооруженные силы, едва обученные для таких задач. Боевые корабли, дистанционно управляемые подводные аппараты и военная авиация обследуют подводные трубопроводы и морские буровые платформы. На нефтяных и газовых объектах стоят на страже полицейские силы, армейские резервисты и даже отряды специального назначения.

«Война на Украине и особенно взрывы в «Северном потоке» стали тревожным звонком, — сказал Йенс Венцель Кристофферсен, командующий ВМС Дании и аналитик Копенгагенского университета. «Если взрывы в «Северном потоке» были сигналом, то они достигли своей цели — показать, что они могут поразить нас везде, будь то газопроводы или ветряные электростанции».

До начала войны Европейский Союз зависел от России примерно на 45% импорта природного газа, включая трубопроводный и сжиженный природный газ, при этом особенно зависели такие страны, как Германия и Италия. Европейские правительства поспешили заменить российский газ импортом из Норвегии, Алжира, США и других стран. Сейчас примерно 15% всего импорта газа в ЕС поступает из России.

Карта трубопроводов природного газа в Европе.

Примечание: трубопроводы из Магриба (Северная Африка) и Северный поток не действуют

Отчасти благодаря теплой осени газохранилища по всей Европе в настоящее время в основном заполнены. Но любая нехватка газа этой зимой может привести к серьезной рецессии в экономике. Экономисты выделили два основных риска: продолжительное похолодание и катастрофический инцидент на газопроводе, резервном хранилище или другом важнейшем объекте инфраструктуры. По словам сотрудников службы безопасности, такие объекты были в основном незащищенными, что делало их самой легкой мишенью.

«Россия больше не ограничивает свои попытки манипулировать Западом сокращением экспорта энергоресурсов, но ясно продемонстрировала, что даже энергетическая инфраструктура союзников может стать мишенью», — заявил Кристьян Мяэ, глава отдела политического планирования министерства обороны Эстонии, которое усилило наблюдение на море.

На опубликованном министерством обороны Дании снимке видно место утечки в газопроводе «Северный поток», поврежденном взрывами в сентябре. ФОТО: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ ДАТИИ/ZUMA PRESS

Россия заявляет, что является надежным поставщиком газа в Европу, объясняя сокращение поставок техническими трудностями из-за западных санкций. Представитель Кремля не ответил на запрос о комментариях для этой статьи.

У европейских вооруженных сил нет ресурсов, необходимых для полной защиты энергетической инфраструктуры, сказал Ханс Тино Хансен, генеральный директор копенгагенской охранной фирмы Risk Intelligence, специализирующейся на морских угрозах. «Если вы действовали в Северном море или на Балтийском море после холодной войны, вы очень мало внимания уделяли оценке рисков безопасности», — сказал он. «Было много оценок воздействия энергетических проектов на окружающую среду, на птиц или водотоки, но очень мало на безопасность».

По его словам, для предотвращения актов диверсии в будущем необходимо больше рабочей силы и больше оборудования, такого как датчики, установленные на трубопроводах.

Великобритания покупает два корабля, предназначенных для обнаружения угроз на морском дне, таких как кабели и трубопроводы. Первый должен быть доставлен в январе, на несколько месяцев раньше запланированного срока.

На момент взрывов по газопроводам «Северного потока» газ в Европу не поступал. После этого лидеры Западной Европы быстро обратили свое внимание на Норвегию, ставшую теперь крупнейшим поставщиком топлива на континенте.

Командующий Королевским военно-морским флотом Норвегии Руне Андерсен общался со своими военно-морскими коллегами в Германии, Франции и Великобритании. ФОТО: КНУТ ЭГИЛЬ ВАНГ ДЛЯ ЖУРНАЛА WALL STREET JOURNAL

Узнав о взрывах, главнокомандующий ВМС Норвегии Руне Андерсен переписывался и разговаривал по защищенной видеолинии со своими военно-морскими коллегами в Германии, Франции и Великобритании, а также разговаривал по телефону с главой Морского командования союзников Организации Североатлантического договора. «Сразу стало понятно, что Северное море на самом деле важнее балтийских трубопроводов для европейской безопасности», — сказал он.

По словам официального представителя НАТО, с тех пор силы НАТО увеличили свое морское присутствие в Балтийском и Северном морях. Постоянная морская группа НАТО 1, многонациональные силы реагирования, в настоящее время находится в Балтийском море. Немецкие, британские и французские военно-морские силы помогли Норвегии защитить инфраструктуру, такую ​​как нефтяные вышки, подводные кабели и трубопроводы, и эту работу координирует НАТО.

Иногда российский флот не отстает. По данным норвежских вооруженных сил, когда в прошлом месяце норвежский и британский фрегаты отправились на патрулирование в южную часть Баренцева моря, за ними следовали российские корабли.

Патрульное судно норвежской береговой охраны KV Tor изменило свой обычный маршрут, чтобы обойти береговые нефтегазовые объекты, разбросанные по западному побережью. «Мы снижаем скорость, используем бинокль и радар и смотрим, есть ли что-то ненормальное», — сказал капитан Йорген Варпе Валлем.

На суше вооруженные резервисты охраняют газоперерабатывающий завод Коллснес и другие энергетические объекты. Катера береговой охраны патрулируют буровые платформы в Северном море, а компании используют дистанционно управляемые подводные суда для проверки сети трубопроводов, по которым природный газ доставляется европейским покупателям.

Йорген Варпе Валлем с биноклем, капитан норвежского корабля береговой охраны KV Tor, патрулирующий западное побережье страны. ФОТО: КНУТ ЭГИЛЬ ВАНГ ДЛЯ ЖУРНАЛА WALL STREET JOURNAL

Вид с КВ Тор возле газоперерабатывающего завода Коллснес под Бергеном, Норвегия. ФОТО: КНУТ ЭГИЛЬ ВАНГ ДЛЯ ЖУРНАЛА WALL STREET JOURNAL

В Германии, которая сильно зависела от газа, поставляемого из России по «Северному потоку», правительство заявило, что усиливает присутствие полиции на море с помощью вертолетов и кораблей. Германия также обеспечивает безопасность строящихся плавучих терминалов сжиженного природного газа для приема грузов из США и других стран. Любая задержка ожидаемого открытия в конце года может привести к нехватке газа и вынудить правительство нормировать энергию.

Иоганн Кюме, начальник полиции города Ольденбург на северо-западе Германии, отвечает за усиление безопасности на строящемся терминале СПГ в близлежащем портовом городе Вильгельмсхафен. Он сформировал команду, включающую отряды специального назначения, для защиты терминала. «Терминал СПГ в Вильгельмсхафене имеет особое значение во времена энергетического кризиса… для всей Германии», — сказал он.

Энергетические компании также усиливают меры безопасности на своих объектах. Компания Astora GmbH, управляющая крупнейшим в Германии газохранилищем в Редене, заявила, что усилила меры безопасности, включая контроль доступа и видеонаблюдение по периметру.

После взрывов «Северного потока» поступали сообщения о наблюдениях беспилотников над нефтяными и газовыми месторождениями в Северном море и в других частях страны. Власти Норвегии предъявили обвинения четырем гражданам России в незаконном использовании дронов.

Один из них — Андрей Якунин, чей отец, Владимир Якунин, является близким соратником президента России Владимира Путина. Полиция утверждает, что Андрей использовал беспилотник над северным норвежским архипелагом Шпицберген в нарушение нового закона, запрещающего гражданам России использовать беспилотные летательные аппараты в стране. Его дело должно быть передано в суд в конце ноября.

В письменном заявлении адвокаты г-на Якунина заявили, что он признал использование беспилотника на Шпицбергене для фотографирования природы и исследования альпинистских маршрутов, но считает, что то, что он делал, не было незаконным. Они сказали, что считают, что правила не ясны для туристов с двойным гражданством. Г-н Якунин имеет российское и британское гражданство.

Норвежские резервисты охраняют газоперерабатывающий завод Коллснес. ФОТО: КНУТ ЭГИЛЬ ВАНГ ДЛЯ ЖУРНАЛА WALL STREET JOURNAL

По данным компании Avinor, которая владеет и управляет аэропортами по всей стране, аэропорты в двух норвежских городах, которые являются центрами нефтегазовой промышленности страны, закрыли свое воздушное пространство на несколько часов в середине октября из-за возможного обнаружения беспилотников.

«Мы не верим, что Россия сделает что-либо открыто», потому что Москва хотела бы избежать прямого ответа со стороны НАТО, — сказал Ларс Нордрум, заместитель директора Норвежской разведывательной службы. «Главное беспокойство вызывает скрытая диверсионная деятельность».

Г-н Нордрум сказал, что уровень опасности, особенно вокруг трубопроводной инфраструктуры Норвегии, высок. «Как мы видели в случае с Nord Stream, они очень уязвимы для диверсии, поэтому мы наблюдаем усиление военного присутствия из Норвегии и наших союзников», — сказал он.

Силы НАТО также внимательно следят за российским флотом в Средиземном море. Российский военно-морской флот увеличил свое присутствие там в последние годы в рамках своего участия в войне в Сирии. В качестве базы он использует сирийский порт Тартус. Напряженность обострилась с началом войны в Украине. В наши дни в Средиземном море всегда есть американский авианосец.

Норвежские фрегаты пришвартовались в Бергене. ФОТО: КНУТ ЭГИЛЬ ВАНГ ДЛЯ ЖУРНАЛА WALL STREET JOURNAL

В июле военные корабли России и США вступили в противостояние у южной оконечности Италии, когда два российских корабля последовали за американским авианосцем в Адриатическое море. Итальянский флот преследовал российские корабли с фрегатами, подводными лодками и самолетами-разведчиками, пока они не ушли.

В сентябре впервые за несколько десятилетий в Средиземном море была замечена российская атомная подводная лодка.

«Россия хочет оказать давление на альянс, проверить его готовность и собрать разведданные о реакции его радаров», — сказал адмирал Каво Драгоне, начальник штаба обороны Италии.

Для Италии приоритетом является защита подводных трубопроводов, по которым транспортируется газ из Северной Африки и Азербайджана. В итальянском флоте теперь есть охотник за минами и военные водолазы, которые постоянно сканируют подводные газопроводы и телекоммуникационные кабели, которые часто проходят на глубине более 3000 футов.

Он также создает базу данных с указанием точного местоположения уже исследованных объектов на морском дне, от пластиковых ведер до посудомоечных машин.

С момента начала миссии в конце сентября никаких признаков диверсии обнаружено не было.

— Значит ли это, что этого не может быть? сказал контр-адмирал ВМС Италии Риккардо Маркио, командующий итальянскими минными силами. “Нет. Но уровень нашей готовности очень высок, и выше, чем когда-либо».

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.