24 ноября Европарламент проголосовал за совместную резолюцию о животноводстве и защите крупных хищников в Европе. Парламент хотел изменить статью 19 Директивы о среде обитания с помощью апелляции.
Надлежащим образом реализованная директива включает процедуру внесения поправок в приложения к директиве для обеспечения того, чтобы виды были перечислены в соответствии с научно-техническим прогрессом. Перемещение крупных популяций хищников из одного приложения (строгая охрана) в другое (охрана с управлением) не изменит юридическое обязательство государств-членов по обеспечению для них благоприятного природоохранного статуса.
Это требование имеет решающее значение для заинтересованных сторон в сельской местности, включая охотников, поскольку строгий статус сохранения некоторых крупных хищников приводит к правовым и административным тупикам во все большем числе государств-членов. Проблема основана на слишком узком толковании права Европейского Союза некоторыми заинтересованными сторонами и постоянных юридических атаках на нарушения статуса строгой охраны со стороны некоммерческих, общественных организаций на национальном уровне.
Ассортимент вырос
Президент FACE Торбьерн Ларссон заявил, что это голосование является хорошей новостью и еще одним явным призывом к Европейской комиссии установить процедуру внесения поправок в приложения к Директиве о среде обитания. «Подобная просьба уже была высказана предыдущим составом Европейского парламента и другими институтами Европейского союза, поэтому Комиссии будет все труднее бездействовать», — добавил Ларссон.
Многие популяции крупных хищников, особенно волков, продолжают увеличиваться в Европе. Около 19 000 волков числятся под европейским охранным статусом, при этом ареал вида только за последнее десятилетие увеличился более чем на 25%. Однако это не отражено должным образом в процедуре отчетности ЕС, которая сообщает о популяциях на биогеографическом уровне, что не подходит для высокомобильных видов, таких как волк и рысь.
Ареал крупных популяций хищников может простираться на тысячи квадратных километров и неизбежно разделен национальными или другими административными границами. Охранные, контрольно-хозяйственные мероприятия и оценка природоохранного состояния должны осуществляться на биологически правильном и трансграничном уровне. Это подтверждается последней оценкой МСОП природоохранного статуса волка в Европе.
Управление крупными хищниками — дело охотников.
Было также предложено исключить из Директивы о местообитаниях охоту как законный способ хозяйствования на основании статьи 16 Директивы о местообитаниях. Однако это предложение было отвергнуто большинством депутатов Европарламента. Охотники активно участвуют в управлении крупными хищниками, и использование исключений для строго охраняемых популяций допустимо только в рамках строгих систем лицензирования для соблюдения условий, изложенных в Директиве.
Кроме того, следует подчеркнуть, что по решению Европейского суда разрешено управление популяциями крупных хищников посредством охоты при соблюдении определенных условий. Лимит охоты (государственный или региональный) на крупных хищников может быть установлен. Он представляет собой верхний предел численности популяции, при достижении которого, можно принимать решения, направленные на отстрел отдельных особей, если в этом возникнет необходимость. Многие государства-члены полагаются на участие охотников, возможности которых важны, для реализации методов, направленных на сохранение и управления видами, а также обеспечение бесконфликтного сосуществования хищников с местными сообществами. Разумность подобного подхода все чаще подтверждается исследованиями в области социальных наук. В Европе также есть несколько удачных практических примеров сосуществования с крупными хищниками, такими как бурый медведь, волк и рысь, в условиях активного управления популяциями, осуществляемого в тесном взаимодействии с охотниками.