Основными, и вероятно единственными, официальными источниками дотаций на цели ведения лесного хозяйства в Украине являются государственный и местные бюджеты. Их значимость не сопоставима: дотации местных бюджетов не предсказуемы и на порядок меньше дотаций государственного бюджета.
Бюджетное финансирование лесного хозяйства до 2014 года включительно, выделялось на основании целевой государственной программы «Леса Украины». Его получателями являлись органы лесной власти, а также лесные предприятия и организации, находящиеся под управлением Гослесагентства Украины. Коммунальные лесные предприятия, также как государственные лесные предприятия (не путать с бюджетными учреждениями) иного подчинения бюджетного финансирования не имели.
Кодификация и перечень статей бюджета, направлявшихся на нужды лесного хозяйства, менялись. Основные изменения произошли в 2011 году и свелись к следующему:
- В связи с передачей лесных школ и колледжей в систему министерства образования, исключена статья «Подготовка лесных специалистов и бакалавров»
- Средства, ранее выделяемые на науку по трем статьям бюджета, – «прикладные научные разработки» (1), «фундаментальные научные разработки» (2) и «подготовка научных кадров» (3), объединены в одну статью «Научные исследования и подготовка научных кадров»
- Средства, выделяемые по статьям «Создание защитных лесных насаждений (лесных полос)» и «Охрана природно-заповедного фонда», объединены со средствами, выделяемыми по статье «Ведение лесного и охотничьего хозяйства»
Таким образом, начиная с 2012 года лесное хозяйство получало средства бюджета по трем статьям:
- «Руководство (управление) в сфере лесного хозяйства», – финансирование деятельности Гослесагенства и областных управлений лесного и охотничьего хозяйства;
- «Ведение лесного и охотничьего хозяйства», – финансирование работ выполняемых лесными предприятиями и учреждениями, связанных с ведением лесного хозяйства, охраной и защитой леса.
- «Научные исследования и подготовка кадров», – финансирование деятельности научно-исследовательских институтов, находящихся в подчинении Гослесагентства.
До 2014 года Гослесагентство являлось распорядителем бюджетных средств, выделяемых на лесное хозяйство. Позднее этот статус был утрачен и перешел к вышестоящему органу власти: сначала Министерству аграрной политики и продовольствия, потом Министерству охраны окружающей среды и энергетики и в конечном итоге к Министерству охраны окружающей среды.
Начиная с 2019 года Гослесагентсво перестало получать средства по статье «Научные исследования и подготовка кадров», которые стали направляться на соответствующую статью профильного Министерства.
Таким образом, в настоящее время лесное хозяйство Украины финансируется только по двум статьям: руководство отраслью (1) и ведение лесного и охотничьего хозяйства (2). Динамика средств, выделяемых по ним за 10 летний период, в гривневом и долларовом эквиваленте, приведена на рисунке 1. Финансирование выделенное по статье «Ведение лесного хозяйства» в 2010 и 2011 году рассчитано, как сумма средств выделенных на ведение лесного хозяйства, создание защитных насаждений и охрану природно-заповедного фонда.

Катастрофическое уменьшение средств, выделяемых на поддержку ведения лесного и охотничьего хозяйства в 2014 -2016 годах обусловлено рядом объективных и субъективных причин, главные из которых: окончание периода действия государственной программы «Леса Украины» (1) и не профессиональное руководство отраслью (2).
С 2015 по 2018 год бюджетные средства на ведение лесного хозяйства выделялись только бюджетным организациям и учреждениям лесного хозяйства, основная часть которых относилась к Национальным природным паркам и заповедникам. Как следствие многие предприятия отрасли, не имеющие эксплуатационных лесов и лишенные возможности самостоятельного обеспечения своих потребностей, были поставлены на грань банкротства. Большинство этих предприятий размещено в степной, засушливой, юго-восточной зоне Украина, где лесов очень мало и они выполняют исключительно защитные, экологические и социальные функции. В этот период для обеспечения их выживаемости использовались не типичные и не предусмотренные законодательством формы дотаций: работники относительно благополучных предприятий ежемесячно перечисляли бедствующим свой однодневный заработок; успешные предприятия брали «шефство» над бедствующими и бесплатно передавали им часть своей продукции с правом её реализации; сбор и перечисление средств для поддержки проводились профсоюзными организациями.
В 2019 и 2020 годах бюджетная поддержка предприятий была увеличена, а поддержка за счет не предусмотренных законом перечислений прекращена. В гривневом эквиваленте бюджетное финансирование приблизилась к докризисному уровню, а по проекту бюджета на 2021 года даже превысило его (рис.1.А). Однако это увеличение не учитывает процессы инфляции в связи с чем его степень значительно преувеличена. Оценка в долларах США (рис.1.Б) отражает реальную картину: на фоне ухудшения условий реализации древесины, уменьшения доходов и одновременного роста необходимости финансовых вложений в поддержание устойчивости лесов, финансовая поддержка государственного лесного хозяйства остается в 3-4 раза меньше, чем в 2013 году.
В составе бюджета Украины выделяют общий и специальный фонды (табл.1)
Таблица 1. Составные части общего и специального фондов бюджета
Перечень составных частей общего фонда бюджета | Перечень составных частей специального фонда бюджета |
Все доходы бюджета, кроме тех, что предназначены для зачисления в специальный фонд бюджета | Доходы бюджета (включая собственные поступления бюджетных учреждений), которые имеют целевое направление |
Все расходы бюджета, осуществляемые за счет поступлений общего фонда бюджета | Расходы бюджета, которые осуществляются за счет конкретно определенных поступлений специального фонда бюджета (том числе собственных поступлений бюджетных учреждений) |
Кредитование бюджета (возврат кредитов в бюджет без определения целевого направления и предоставление кредитов из бюджета, осуществляется за счет поступлений общего фонда бюджета) | Кредитование бюджета (возврат кредитов в бюджет с определением целевого направления и предоставление кредитов из бюджета, осуществляется за счет конкретно определенных поступлений специального фонда бюджета) |
На рисунке 2 приведена динамика финансирование государственного лесного хозяйства Украины из различных фондов бюджета.

До 2018 года включительно специальный фонд бюджета, выделяемый на нужды лесного хозяйства, наполнялся в основном за счет собственных поступлений бюджетных организаций и учреждений, в частности оплаты выполненных ими договорных работ с хозяйственными субъектами, а также перечислений связанных с ведением охотничьего хозяйства (плата за охотничьи карточки, лицензии и т.п.). Поступление большей части этих средств было трудно планировать. Их общий объем был незначительным и до 2015 года не превышал 3% общего бюджетного финансирования. Его некоторое относительное увеличение в 2016-2018 (рис.2 В) носит иллюзорный характер. На самом деле в абсолютном выражении финансирование из специального фонда уменьшилось, но в заметно меньшей степени, чем финансирование из общего фонда.
Резкое увеличение доли средств специального фонда в 2019 году связано с изменениями в Налоговом Кодексе, согласно которым 26% поступающей в бюджет рентной платы за специальное пользование лесными ресурсами перечисляется в специальный фонд бюджета. Эта мера позволяет связать бюджетную поддержку ведения лесного хозяйства с объемами налоговых платежей и благодаря этому получить возможность перераспределять средства между регионами. Однако, возможности дальнейшего увеличения финансирования за счет этого источника крайне сомнительны, так как для того чтобы увеличить размеры специального фонда на 1 млн. USD и направить эти деньги на ведение лесного хозяйства в малолесных, степных областях, надо на почти 4 млн. USD увеличить налоги и, следовательно, уменьшить доходы всех лесных предприятий, прежде всего тех, которые заготавливают большие объемы древесины.
В целом существующую систему бюджетной поддержки государственного лесного хозяйства в Украине следует признать не продуманной и неадекватной. По сути, её дальнейшее использование – прямой путь к последующему ухудшению состояния лесов, необоснованному увеличению рубок, банкротству государственных лесохозяйственных предприятий малолесных регионов страны. К числу основных пороков системы бюджетной поддержки государственного лесного хозяйства следует отнести:
-несоответствие объемов выделяемых средств задачам, стоящим перед лесным хозяйством, внешним условиям хозяйствования и собственным возможностям лесных предприятий;
-отсутствие эффективной системы управления и контроля за распределением и использованием выделяемых бюджетных средств;
-хроническое не финансирование деятельности выполняемой в интересах государства в целом (инвентаризация и учет лесов, защита и охрана леса, учет и контроль реализации древесины, лесоразведение, развитие лесной инфраструктуры и т.п.), приводящее к изменению изначального смысла и потере качества ведения лесного хозяйства в целом.