The European Green Deal («Европейское зеленое соглашение», опубликованное 11 декабря 2019 года новой Европейской комиссией и принятая Европейским парламентом 15 января 2020 года, предусматривает усилия, предпринимаемые в течение трех десятилетий для того, чтобы пересмотреть практически всю политику в ЕС, чтобы к 2050 году сделать климат блока нейтральным. При этом у него есть реальный потенциал для создания благоприятной политической среды для лесной промышленности.
В торжественном вступлении к предварительно одобренному почти всеми странами — членами Евросоюза проекту (главным его оппонентом, обозначившим свою особую позицию, в настоящее время является Польша, экономика которой очень сильно зависит от угля, на который приходится около 80% ее общих энергогенерирующих мощностей) его авторы заявляют, что они разработали «новую стратегию роста, направленную на преобразование ЕС в справедливое и процветающее общество с современной, ресурсоэффективной и конкурентоспособной экономикой, в которой к 2050 году не будет нетто-выбросов парниковых газов и где экономический рост не будет зависеть от использования [сырьевых] ресурсов».
Стратегия включает в себя 50 конкретных политических мер, основным из которых является закон о климате, который должен быть представлен Комиссией до конца марта, который обязует блок сократить выбросы до чистого нуля к 2050 году, и план по сокращению выбросов к 2030 году как минимум до 50 процентов и «к» 55 процентам от нынешнего 40-процентного показателя.
В Приложении к «Зеленому соглашению» указывается, что Комиссия представит промышленную стратегию ЕС в марте, а также новый План действий по циркулярной экономике. Последний будет включать в себя политику устойчивой продукции с «рецептами того, как производить продукцию», чтобы использовать меньше материалов и обеспечить повторное использование и переработку продукции. Что касается торговли, «Зеленая сделка» обязуется сделать Парижское соглашение «важным элементом всех будущих всеобъемлющих торговых соглашений». Другая мера, которая может привлечь внимание – и возражение – это предложение о налоге на выбросы углерода.
Существует также обязательство по реконструкции зданий, чтобы улучшить изоляцию и снизить энергоэффективность. Основная цель заключается в том, чтобы «как минимум удвоить или даже утроить» коэффициент обновления зданий, который в настоящее время составляет около 1%.
Что касается лесов, то существует конкретная цель – продвигать продукты, не связанные с обезлесением и деградацией лесов, и поощрять их посредством новых правил маркировки.
Также признается, что «лесопокрытая территория ЕС должна улучшиться как по качеству, так и по количеству, чтобы ЕС достиг климатической нейтральности и здоровой окружающей среды».
Потенциал стратегии, направленной на то, чтобы помочь стимулировать спрос на ответственные древесные продукты, хорошо известен в европейском лесном секторе, и в настоящее время разрабатываются инициативы для более эффективного использования возможностей, хотя предстоит еще много работы.
Это было подчеркнуто в недавней статье Патрицио Антониколи, генерального секретаря Европейской конфедерации деревообрабатывающей промышленности – CEI Bois. Г-н Антониколи сказал, что CEI-Bois разработала три ключевых актива, чтобы поддержать переход отрасли в эпоху «зеленых сделок».
Манифест CEI-Bois на срок ЕС 2019-2024 гг. Показывает, как европейская деревообрабатывающая промышленность может помочь ЕС в достижении ключевых целей, таких как сокращение выбросов ПГ в соответствии с Парижским соглашением и развертывание круговой биоэкономики, обеспечивая при этом создание рабочих мест и стабильность занятости.
Манифест сосредоточен на шести приоритетах: доступность и устойчивость древесины, циркулярная биоэкономика, конкурентоспособность древесины в строительстве, свободная, но справедливая торговля, исследования и инновации, а также производственные отношения и социальные вопросы.
Вторым активом является сама древесина. Буклет CEI-Bois «Создание биоэкономики» показывает, как Европа может сократить выбросы, используя низкоуглеродистые, возобновляемые альтернативы, такие как древесина, по сравнению с высокоуглеродистыми материалами, такими как бетон, сталь и пластик.
В этой публикации европейский деревообрабатывающий сектор призывает политиков поставить древесину в центр стратегий сокращения выбросов и нулевого уровня выбросов углерода и признать ее в качестве модельного продукта для перехода к циркулярной экономике.
Наконец, концепция «Лесопромышленный комплекс 2050 года» фокусируется на том, как лесные решения могут помочь в достижении пяти амбициозных целей:
Декарбонизировать Европу к 2050 году, заменив сырье с высоким содержанием CO2 и ископаемую энергию альтернативами на основе леса.
Ликвидация отходов в циклической экономике с целью: 90% сохранения материала и 70% переработки.
Повышение эффективности использования ресурсов в цепочке создания стоимости в лесной промышленности за счет повышения производительности
Удовлетворение спроса на сырье путем максимизации новых вторичных потоков и обеспечения поставок первичного сырья из устойчиво управляемых лесов
Удовлетворение растущего спроса на экологически чистые продукты за счет увеличения использования древесины.
Г-н Антониколи заключает: «Мы видим, что наш сектор становится наиболее конкурентоспособным и устойчивым поставщиком чистых нулевых углеродных решений благодаря исследованиям, передовым технологиям, усиленной переработке и повторному использованию. Европейская деревообрабатывающая промышленность в целом может оседлать волну Зеленого соглашения».