ЩЕПА ПРОТИВ ГОЛОЛЕДИЦЫ?

Скоро с улиц исчезнет снег, и дорожники перестанут применять противогололедные реагенты. Почти все забудут о холодной снежной зиме, въевшейся в обувь соли и прочих мелких сезонных неприятностях. Не останется это в прошлом лишь для флоры городов, многострадальных лесополос вдоль трасс республиканского и международного значения. А ответственным за озеленение предстоит серьезная работа по спасению растительности от хлоридно-натриевых атак.

Где болит

Если бы деревья могли выбирать, где им расти, вряд ли они стали бы селиться рядом с проезжей частью. Специалисты зеленого хозяйства точно знают: засоленность почвы вредит газонам, деревьям, кустарникам больше, чем другие неблагоприятные факторы. К примеру, в УП «Минскзеленстрой» есть агрохимическая лаборатория, которая занимается исследованиями почвы на улицах города и влиянием противогололедных реагентов на состояние насаждений.

По словам специалистов лаборатории, в первую очередь реагенты, оставшиеся в почве, оказывают токсичное воздействие на корни, вызывая отмирание их активной части. Как следствие, деревья начинают ослабевать. Кроме этого, натрий и хлор накапливаются в листве и вызывают хлороз и некроз сначала края листа, а затем и всей листовой пластинки.

— Соли поступают в растения не только из почвы, — объясняет зав­сектором мониторинга растительного мира Института экспериментальной ботаники НАН Беларуси Александр Судник. — На поверхность крон хлорид натрия попадает, когда транспорт разбрызгивает талую воду и мокрый снег, насыщенные растворами и кристаллами солей. Автомобили движутся и создают воздушные потоки, подобные вихрям, которые образуют солевой туман. В результате составляющие противогололедных реагентов оседают на стволах и кронах. Пока не пройдут дожди или соль с деревьев не смоет специальная техника, она активно действует на поверхность растений. Это можно увидеть по липам и березам вдоль МКАД, в черте города. Серьезный урон наносят противогололедные реагенты лесополосам по всей стране. Ослабленные растения — легкая добыча для древесных паразитов и болезней, которые в конечном итоге могут привести к гибели насаждения.

Ученые проверили почву и в центре Минска, возле ГУМа. Там ионов хлора в десятки раз больше нормы, а ионов натрия — в сотни. Из-за этого получается своеобразная засуха: если даже земля достаточно влажная, растения не могут впитывать воду.

Загрязнение, вызванное дорожной солью, в целом представляет собой очень серьезную проблему для окружающей среды, а также для обитающих в ней организмов, считают специалисты. По имеющимся оценкам, концентрация ионов хлора свыше 800 единиц на миллион является вредной для большинства обитающих в пресной воде организмов. Высокий уровень воздействует на то, каким образом животные регулируют потребление соли. В короткий период после таяния снега заболоченные территории вблизи автомагистралей могут превысить эти уровни. В результате целого ряда проведенных исследований было установлено, что образующиеся из дорожной соли ионы хлора могут оказать негативное влияние на рыб, лягушек, растения и на другие организмы.

Соль — не лучший вариант

Всё же белорусские дорожники альтернативу соли с песком пока найти не могут. В качестве противогололедного средства в основном применяется хлористый натрий. Выбор технологии связан прежде всего с огромными запасами хлористого натрия, который остается от производства на солигорском комбинате.

В Америке и Европе дорожники, напротив, регулярно экспериментируют с реагентами. Однако средство всех времен и народов — соль с песком — и там также применяется наряду с продвинутыми жидкими реагентами. Если с песком всё более-менее ясно, то выбор соли определяет температура замерзания снежной каши на дороге. Европейские дорожники вольны выбирать между каменной солью, хлоридом кальция и хлористым магнием.

От использования обычной каменной соли в Европе уже отказываются из-за сравнительно высокой коррозийной активности хлорида натрия. Вместо него повсеместно используются другие соли. Например, хлорид кальция, который хотя и несколько дороже каменной соли, но более бережно относится к кузову автомобиля. Самую низкую температуру замерзания (-35 °C) по сравнению с NaCl и CaCl2 имеет хлористый магний. Кроме того, 10%-й раствор хлористого магния безопасен для окружающей среды.

— Выбор шведов в этом вопросе пал на измельченный гранит, потому что этот вариант более доступен в стране, — знакомит со шведским опытом председатель правления Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрий Важник. — На крупных магистралях Швеции используют и другую систему — специально укатывают снег и поливают его горячей водой, смешанной со щебнем. Так горячий щебень вплавляется в лед и образует шершавую поверхность. Однако и в Швеции до сих пор не удалось полностью уйти от соли на дорогах. Во многих Скандинавских странах на дорогах устанавливают специальные датчики, которые определяют температуру воздуха и асфальта. Это позволяет действовать на опережение и точно рассчитать минимальное количество соляного раствора, необходимого для предупреждения образования льда.

— Что интересно, в северных странах есть такой термин «сноуменеджмент», проще говоря, управление эксплуатацией дорог с точки зрения зимних условий, — говорит Юрий Петрович. — В этих странах это целая индустрия, а у нас об этом даже не слышали. Там, где эта система функционирует, если уж используют соляные составы, то норма расхода рассчитывается с аптекарской точностью.

Дробленой щебенкой пробовали посыпать дороги и в Беларуси. Она, по словам специалистов, не дороже песчано-соляных смесей. Но столкнулись с двумя проблемами. Первая — весной, когда сходит снег, каменную крошку нужно убрать с дорог веником и сложить в ящики на хранение — она многоразового использования. Вторая проблема — от дробленой щебенки забивается ливневая канализация.

— Думаю, практика более дозированного использования соли на дорогах Беларуси смогла бы прижиться, если бы этой проблеме уделялось должное внимание, — считает Юрий Важник. — А пока дорожники не знают, что за наука такая — сноуменеджмент, имидж крупных белорусских городов, облик трасс будет продолжать радикально меняться. Все-таки обратить внимание на эту проблему должны все те, кто связан с озеленением страны.

Щепа в помощь?

Лесопильные отходы в некоторых европейских странах применяют не только для производства древесных плит или в качестве био­топлива, но и для борьбы с гололедицей. В Швейцарии, к примеру, наладили выпуск щепы Stop Gliss Bio, которая заменяет на некоторых дорогах страны неэкологичную соль.

Изначально компания, выпускающая противогололедную щепу, специализировалась на изготовлении промышленных химикатов. Однако в 2005 г. этот рынок рухнул, и завод пришлось закрыть. Владелец компании начал искать новый продукт. Тогда и появилась идея производства щепы Stop Gliss Bio. В 2008 г. продукт был выпущен и опробован в швейцарском городе Ла-Шо-де-Фон, который находится на высоте около 1000 м над уровнем моря и известен своей холодной погодой. После этого новой продукцией заинтересовались и другие города и деревни.

Процесс производства заключается в том, что древесные отходы измельчаются до необходимой фракции, чтобы их можно было сыпать всеми европейскими стандартными машинами для разбрасывания антигололедных реа­гентов. Тонкие прямоугольные кусочки дерева обрабатываются безопасным для окружающей среды хлоридом магния. После разбрасывания на дорожное покрытие щепа медленно высвобождает хлорид магния, находящийся в ее волокнах, и прилипает ко льду.

Как описывается ноу-хау в швейцарской прессе, размер щепы в пять — десять раз больше, чем гравия. Кроме того, гравий более или менее круглый, поэтому, когда по нему идут, он катится под ногами и можно запросто поскользнуться. Когда идешь по щепе, не скользишь.

Для производства Stop Gliss Bio компания использует щепу с лесопильных заводов различных производителей.

— Есть несколько видов древесины, которые очень мало используются в Швейцарии, например тополь, — говорит в своем интервью одному из швейцарских изданий производитель. — Между тем тополь сохраняет раствор хлорида магния намного лучше, чем, например, бук.

Опыт использования технологии в городе Ла-Шо-де-Фон показал, что поверхность не замораживается повторно в течение пяти дней, если снова не будет сильного снегопада. Соль быстрее растапливает лед, но при температурах минус 10—15 °С она держит поверхность незамерзающей только несколько часов. Поэтому приходится разбрасывать ее несколько раз в день.  «Stop Gliss Bio примерно в шесть раз дороже обычных реагентов, — говорится в швейцарских СМИ. — Но эффект от ее использования длится в шесть раз дольше, это меняет ситуацию».

В 2018 г. швейцарский опыт борьбы с гололедицей на дорогах переняли власти города Розмари (провинция Квебек, Канада). До этого в Розмари, а также в некоторых других городах пытались решить проблему с помощью свекольного сока. Им обрабатывалась соль, и из-за улучшенных качеств ее требовалось меньше. Но такая соль всё красила, пачкала обувь, одежду и автомобили.

В провинции Квебек стали отдавать предпочтение древесной щепе как полностью биоразлагаемому материалу. Даже при попадании в воду или на газон она распадается в почве. К тому же опытным путем подтвердилось, что древесная щепа поддерживает сцепление автомобилей даже при температуре -30 °С, тогда как соль можно применять только до -15 °С. Интерес к такой щепе есть не только в Канаде, но и в США. Древесная щепа стоит дороже, чем обычная соль, но в применении обходится дешевле, так как покрывает большую площадь дорожного покрытия. Оборудование для рассыпки используется то же, что и для соли, однако щепа не вредит металлическим частям оборудования. Что немаловажно, такой «коктейль» не вредит деревьям и животным. 

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.