Шеллинг о восприятии Природы

Когда поздней зимой 1798 года над небольшим немецким городком Йена сгустилась тьма, большие группы молодых людей устремились в самую большую аудиторию городского университета, чтобы послушать своего нового профессора философии. Они толкались за места, доставали чернила и перья и ждали. На кафедре молодой человек зажег две свечи, и студенты увидели его залитым светом.

Существует «тайная связь, связывающая наш разум с природой», — сказал студентам профессор Фридрих Шеллинг. Его идея о том, что «я» и природа на самом деле тождественны, была столь же проста, сколь и радикальна. Он объяснил это, указав на момент, когда самость начинает осознавать окружающий мир.

«В первый момент, когда я осознаю внешний мир, там есть и сознание моего Я, — говорил он, — и наоборот — в первый момент моего самосознания реальный мир встает передо мной. ». Вместо того, чтобы разделить мир на разум и материю, как это делали многие философы на протяжении столетий, молодой профессор сказал своим студентам, что все едино. Это была идея, которая изменила то, как люди думают о себе и природе.

Мне кажется, что мы иногда забываем, что являемся частью природы — физически, конечно, но также эмоционально и психологически — и это понимание отсутствует в наших нынешних дебатах о климате. Как историк, я изучал отношения между человечеством и природой и считаю, что шеллинговская философия единства могла бы стать основой для борьбы за наш климат и за наше выживание.

Шеллингу было всего 23 года, когда той зимой он стал самым молодым профессором Йенского университета. Он был частью группы мятежных философов, поэтов и писателей, которые жили и работали в небольшом университетском городке примерно в 130 милях к юго-западу от Берлина. В круг вошли некоторые из самых известных умов Германии. Были поэты Гёте, Шиллер и Новалис; философы-провидцы Фихте, Шеллинг и Гегель; молодой ученый Александр фон Гумбольдт, спорные братья Шлегель — Фридрих и Август Вильгельм — а также жена последнего, свободолюбивая Каролина Шлегель (которая позже развелась с Августом Вильгельмом и вышла замуж за Шеллинга).

Они работали, писали, читали и смеялись вместе. Они сочиняли стихи, составляли философские трактаты и переводили отрывки из великих литературных произведений. Самое главное, этот «Йенский набор», как я их назвал, поставил себя в центр внимания и переопределил наши отношения с природой.

В отличие от Исаака Ньютона, описывавшего материю как нечто по существу инертное, или французского философа Рене Декарта, объявившего животных машинами, так называемая натурфилософия (философия природы) Шеллинга поставила под сомнение эти механические модели природы. Вместо этого Шеллинг заявил, что все — от насекомых до деревьев, от камней до птиц, от рек до людей — является частью одного большого организма.

На протяжении тысячелетий мыслители обращались к своим богам, чтобы понять их место и цель в непознаваемом божественном плане. Затем, в конце 17 века, началась научная революция, по-новому осветившая мир. Ученые всматривались в микроскопы, чтобы увидеть мельчайшие детали жизни, и подняли телескопы к небу, чтобы узнать наше место во Вселенной. Они классифицировали растения, животных и минералы по четким категориям, чтобы навести порядок в мире природы, и вскрывали человеческие органы и исследовали кровообращение, чтобы понять, как функционирует тело. Тиканье новых и точных часов стало ритмом продуктивного общества.

Этот новый рациональный подход, однако, также создал дистанцию ​​к природе — внешний мир стал чем-то, что исследуется с так называемой объективной точки зрения. Но сколько бы ученые ни наблюдали и ни подсчитывали, между человечеством и природой, казалось, существовала более эмоциональная и глубокая связь, которую нельзя было объяснить с помощью научных экспериментов или теорий.

По Шеллингу, пребывание на природе — блуждание по лесу или прогулка в гору — всегда было самопознанием, путешествием в себя. Это была захватывающая идея, и эта философия единства стала сердцевиной романтизма.

Современные отчеты о путешествиях иллюстрируют эти изменения. Многие путешественники 18-го века описывали деревню, город, пейзаж или страну как отстраненные наблюдатели — как личности, наблюдающие за происходящим издалека. Они видели сельскую местность через окна своих вагонов и описывали искусство и архитектуру через призму своих знаний и книг.

Затем, в начале 19 века, по мере распространения идей Шеллинга, молодые романтики начали ощущать более глубокое чувство связи с окружающим миром. Вместо того, чтобы просто посещать музеи и города, это новое поколение забиралось в пещеры, спало в лесах и поднималось в горы, чтобы побыть на природе. Они хотели чувствовать, а не наблюдать то, что они видели. Они хотели открыть себя в природе.

Позднее Гумбольдт описывал природу как взаимосвязанное целое, где все запутано в том, что он называл «чудесной паутиной органической жизни». Гумбольдт видел эти связи во время своей пятилетней экспедиции по Южной Америке, где он встретил представителей многих коренных народов, которые долгое время считали землю живой и взаимосвязанной. Гумбольдт также был первым ученым, заговорившим о вредном изменении климата, вызванном деятельностью человека, когда во время своих исследований он увидел разрушение окружающей среды, вызванное монокультурой и вырубкой лесов.

Как только природа понимается как паутина, ее уязвимость становится очевидной. Если одна часть повреждена, другие части тоже могут пострадать. Эта концепция природы до сих пор формирует наше мышление.

Мы живем в мире чрезвычайной климатической ситуации — от повышения уровня моря и проливных наводнений до поразительной утраты биоразнообразия и массовой миграции людей. Этим летом в Европе, Азии и Америке были сильные и ужасающие волны тепла, а также разрушительные наводнения в Пакистане, а также в Йеллоустоне, Кентукки и Сент-Луисе.

Сегодня идеи Йенского набора о единении с природой прониклись новой и отчаянной актуальностью. Десятилетиями ученые и активисты пытались убедить нас прогнозами и статистикой, но почему-то они не меняют нашего поведения. Большинство из нас понимает на интеллектуальном уровне, что поставлено на карту, но этого кажется недостаточно.

Есть причина, по которой культовая фотография восхода Земли, сделанная во время миссии «Аполлон-8» в 1968 году, стала одним из самых влиятельных изображений в истории и была воспринята как начало экологического движения. Мы впервые увидели нашу планету — как маленький бело-голубой шарик, подвешенный в бескрайности и черноте космоса — во всей ее целостности и хрупкости. Это самая мощная визуализация того, что мы являемся частью природы.

Набор Йена объяснил эту глубокую связь между людьми и природой более 200 лет назад. Мы — природа, и философия единства Шеллинга напоминает нам, что мы — часть огромной паутины жизни. «Пока я сам тождественен природе, — настаивал Шеллинг, — я понимаю, что такое живая природа, так же хорошо, как я понимаю самого себя». Философия единства Шеллинга вдохновила миллионы людей так же, как образ восхода Земли.

Андреа Вульф — автор книги «Великолепные мятежники: первые романтики и изобретение себя».

The Times стремится публиковать разнообразные письма в редакцию. Мы хотели бы услышать, что вы думаете об этой или любой из наших статей. Вот несколько советов. А вот и наша электронная почта: Letters@nytimes.com.

https://www.nytimes.com/2022/09/13/opinion/environment/climate-change-nature-friedrich-schelling.html

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.