4 ошибки тайм-менеджмента: как научиться управлять своим ресурсом

Тайм-менеджмент — очень популярная тема: все вокруг говорят об управлении временем. Кажется, будто нельзя позволить себе не планировать занятость в реалиях ускоряющегося мира. Но одного управления временем недостаточно: в сутках всегда 24 часа — поэтому важно также научиться управлять собственным ресурсом. Вот 4 ошибки, которые мы делаем, планируя свою работу — и не учитывая свою энергию.

Понимание базовых принципов управления временем должно помочь нам успевать больше и становиться успешнее. Мы охотно составляем to-do-листы, расписываем свой день по минутам и планируем встречи в рабочих календарях. Но независимо от того, какими делами мы наполняем день, время, которым мы так стремимся управлять, остается неизменным: как бы мы ни старались, в сутках всего 24 часа.

Тайм-менеджмент поможет вам, если нужно вычеркнуть из списка дел менее приоритетные, но когда речь идет об успехе планирования, есть еще одна идея, которую нельзя не принимать во внимание, — это управление внутренним ресурсом.Управлять ресурсом и временем одновременно мешают четыре заблуждения.

1. Эффективность ≠ Результативность

Часто кажется, что чем больше задач мы выполняем, тем лучше работаем.

Особенно если при этом мы ведем список дел и вычеркиваем из него каждую выполненную задачу. Благодаря таким галочкам мозг получает дополнительную стимуляцию за счет выброса гормонов дофамина и серотонина: мы испытываем удовольствие от выполненной работы и получаем мотивацию на дальнейшее движение. С эмоциональной точки зрения приятнее быть эффективным, чем результативным.

Но значит ли это, что мы тратим время на действительно важные вещи?Иногда в погоне за эффективностью мы забываем о том, каких именно результатов добиваемся. Однако для сбалансированной и продуктивной работы оба этих понятия: эффективность и результативность — крайне важны.

Как правило, легче добиться высоких результатов в том, что мы делаем часто (со временем навык и скорость растут). Иными словами, наша текущая занятость — это та самая зона эмоционального комфорта, из которой не всегда хочется выходить.

Но даже если мы умеем что-то делать и делаем это хорошо — не факт, что мы делаем то, что нам нужно. Порой эффективно мы выполняем вовсе не то, что было бы полезно для нашего роста, — и в итоге не добиваемся того результата, который хотели получить.

Эффективность без результативности так же плоха, как результативность без эффективности.

Примеры соотношения результативности и эффективности

Допустим, вы проходите уже третий онлайн-курс. У вас отлажен образовательный процесс: вы занимаетесь три раза в неделю, составляете конспекты лекций и выполняете домашние задания. В освоении новых знаний вы демонстрируете завидную эффективность, но направлены ли эти действия на желаемый результат?

Если вы решили сменить сферу деятельности и проходите уже третий курс, но при этом даже не представляете, куда именно пойти работать, и еще не пробовали трудоустроиться, — определенно, нет.

Эффективность определяет наш подход к задаче и то, как выполнить ее правильно, использовав минимум энергии и не распыляясь.

Допустим, вы четко осознаете свою цель: сменить работу менеджера в офисе на удаленную работу программиста. Вы узнали о существующих вакансиях, требованиях к кандидатам и выбрали курс, который поможет вам развить нужные компетенции. Но вы никак не можете настроиться на эффективную учебу: постоянно не хватает времени на лекции, а их содержание забывается сразу, как только вы переходите к новой теме. В таком случае вы вроде как преследуете четкий результат, но процесс растянулся уже на год, а вашу учебу нельзя назвать эффективной.

Результативность определят то, что мы сделали или собираемся сделать, и наш фокус на том, чтобы делать «правильные» вещи, ведущие нас к цели.

Совет: усовершенствовать уже существующий процесс и улучшить текущий результат многим людям намного легче, чем рефлексировать над тем, туда ли мы движемся и какого результата хотим достичь. Чтобы научиться мыслить стратегически, в своем плотном графике работы и следования to-do-листам оставьте время для осмысления проделанной работы и ваших дальнейших жизненных целей.

Мыслить короткими спринтами вместо долгих марафонов и «сверять часы» своих внутренних желаний хотя бы раз в месяц — практика, которая позволит вам выявить слабые стороны и поработать над ними.

2. Работать много  Работать хорошо

Чарльз Дарвин работал всего 3–4 часа в сутки. Можно посчитать его бездельником, но за свою жизнь ученый написал 19 книг, среди которых «Происхождение видов» — до сих пор один из главных трудов по биологии. При этом он много времени проводил на природе, ходил, читал и отдыхал.

После подъема, прогулки и завтрака Дарвин приступал к работе. Через полтора часа прерывался на разбор почты. В 10:30 снова возвращался к работе, а ближе к полудню считал работу на день завершенной. Он делал перерыв на сон, повторял прогулку и присоединялся к семье за ужином.

Вероятно, именно такой распорядок позволял Дарвину находить идеальный баланс между работой и отдыхом, сосредоточиться на творчестве и быть плодовитым.Этот распорядок кардинально отличается от уклада жизни многих современных горожан. Сегодня мы как будто не можем позволить себе работать меньше. Приходится держать руку на пульсе в течение дня, чтобы не упустить чего-то важного. Но очевидно, что можно по-другому подходить к работе и быть успешным в делах. Пример Дарвина показывает, что не всегда обязательно тратить на работу 8 часов, чтобы прийти к выдающемуся результату.

Совет: работать много и работать хорошо — часто независимые друг от друга характеристики.

Качество вашей работы не определяется одним только затраченным на нее временем — на него также влияют ваш опыт, сосредоточенность, способность делать перерывы и переключаться в процессе, здоровый сон, спортивные нагрузки.

Попробуйте понять: почувствуете ли вы себя лучше, заменив ежедневный просмотр телевизора вечерней прогулкой или проснувшись на 30 минут раньше обычного и сделав зарядку? Возможно, больший упор на заботу о теле поможет вам добиться новых высот в умственном труде.

3. Многозадачность ≠ Грамотное распределение времени и сил

Умение работать в режиме многозадачности — один из самых популярных навыков, которые запрашивают работодатели, а соискатели указывают в резюме. Кажется, что этот навык действительно хорош: с ним мы можем оперативно закрывать входящие задачи, переключаясь и параллеля рабочие процессы.Но вопреки легенде о Юлии Цезаре, делавшем 3 дела одновременно, человеческий мозг способен эффективно выполнять только одну задачу за один отрезок времени. Это касается и работы в офисе в окружении переговаривающихся коллег: это не так продуктивно, как возможность решать задачу сосредоточенно, сидя в личном кабинете.

Проблема в том, что любой посторонний шум (чей-то разговор или телевизор, работающий в фоновом режиме) заставляет наш мозг постоянно переключаться, даже если мы этого не замечаем. Переключение между отвлекающими факторами со скоростью в несколько миллисекунд в итоге приводит к потере концентрации на приоритетных задачах.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Заставить мозг учиться: как использовать нейробиологию на практике

Не только информационный шум снижает производительность: иногда мы организуем свое расписание так, что следование ему снижает нашу способность концентрироваться. Используя основы тайм-менеджмента, мы составляем список дел, но часто не обращаем внимания на характер задач. В результате расписание предполагает постоянное переключение между задачами разного типа. Наша работа над текстами, например, прерывается утром встречами, днем — созвонами с коллегами, а вечером — ответами на срочные письма.

Совет: многозадачность убивает концентрацию. Чтобы организовать время с заботой о своем ресурсе, необходимо группировать схожие типы активности (разбор почты и написание писем; звонки коллегам и встречи; анализ данных и составление отчетов; дизайн презентаций).

Источник

По возможности лучше минимизировать отвлекающие факторы: работать в тихом месте, если вам нужна особая концентрация, отложить подальше телефон или выключить уведомления.

4. Работать по ночам ≠ Работать с утра до вечера

Организм человека существует в тесной связи с ритмами светового дня. За синхронизацию уровня активности со сменой дня и ночи отвечает передняя часть гипоталамуса — супрахиазматическое ядро. Именно оно синхронизирует работу биологических часов организма, отвечая за выработку мелатонина и изменение температуры тела, в результате чего мы испытываем сонливость и прерываемся на сон.

У «сов» циркадные ритмы от рождения смещены, поэтому они чувствуют себя лучше, придерживаясь режима с более поздним засыпанием и бодрствованием. Но исследования показали, что таких людей не больше 20%.

Получается, что многие люди, определяющие себя как «совы», на самом деле ими не являются — однако продолжают практиковать поздние подъемы и засиживаются допоздна, пытаясь завершить начатые дела. Тем временем их внутренний ресурс страдает от работы в неподходящее время.

Выходит, большинство полуночников — не «совы», а те, кто не справляются с организацией распорядка дня.

Но и в течение дня мы не одинаково склонны решать аналитические и творческие задачи — в этом мы тоже подвержены определенным ритмам. Так, в ходе экспериментов ученые пришли к выводу, что пик способности решать сложные аналитические задачи приходится на утренние часы. А для задач, требующих озарения, лучше подходит вторая половина дня: в это время уровень когнитивной бдительности, позволяющий нам меньше отвлекаться на посторонние мысли, снижается, поэтому нам легче заметить неочевидные взаимосвязи.

Совет: важно прислушаться к своему организму и понять, в какие часы вы чувствуете себя наиболее сконцентрированным и настроенным на сложные задачи, а в какие ощущаете приток креативности: это утро или вечер? какие именно часы?

Так как в течение дня мы проходим фазы пика, спада и восстановления, вы можете прийти к более комфортному графику, сделав три простых шага:

  1. Определите свое время для каждого цикла: когда вы чувствуете заряд бодрости, когда способны к усидчивости, а в какие часы испытываете усталость и нуждаетесь в перерыве?
  2. Определите тип задачи, которую вы собираетесь выполнять: хотите ли вы заняться спортом, устроить обеденный перерыв или провести важные переговоры с партнерами? Эта задача творческого или аналитического типа?
  3. Прислушавшись к себе, по возможности соотнесите пики вашей активности с типом задач, чтобы добиться лучших результатов.

Концепция управления ресурсом имеет в основе неопровержимый биологический факт: мы не можем быть одинаково продуктивными в течение всего дня. Ее применение на практике требует большего внимания к себе, поскольку ресурсный подход опирается не на следование общеустановленным правилам (таким, как в тайм-менеджменте), а на способность прислушиваться к себе и внутренним сигналам собственного тела.

В случае если наладить контакт со своими ощущениями не удается, а для самоорганизации вам необходимо давление, доставляющее дискомфорт, стоит попробовать временно переключиться на исследование возможных эмоциональных причин такой неорганизованности (самостоятельно или со специалистом).

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.