85 лет назад, 1 августа 1936 года, начался самый катастрофический лесной пожар в советской истории, уничтоживший поселок лесозаготовителей Курша-2 и еще несколько населенных пунктов, и приведший к гибели более чем тысячи человек. Сейчас территория, пройденная этим пожаром, относится к Клепиковскому району Рязанской области; в 1936 году она относилась к Московской области. Часть пройденной пожаром площади, в том числе территория бывшего поселка Курша-2, в настоящее время входит в состав Окского государственного заповедника.
Пожар начался 1 августа от узкоколейной железной дороги у села Чарус, предположительно, от искры паровоза, примерно в 17 километрах от поселка Курша-2. Из-за долгой засухи, жары и сильного ветра пожар быстро распространился на очень большую территорию – за трое суток его площадь достигла примерно пятидесяти тысяч гектаров. Лесной пожар был в основном потушен 4-6 августа благодаря сильным ливням, а также привлечению больших армейских сил после трагедии в Курше-2. Торфяники продолжали тлеть на территории, пройденной этим пожаром, как минимум до весны 1937 года.
Цитата из статьи В.Б.Шириня “Проект плана действий по управлению лесными пожарами на территории Окского заповедника” (Мониторинг сообществ на гарях и управление пожарами в заповедниках, М., 2002 – ссылка):
Пожар начался 1 августа 1936 года в кв. 179 Чарусского лесничества Тумского лесхоза, в 6 км от северной границы Окского заповедника. От Чарусского лесозавода место возникновения пожара было в 2-х км в направлении узкоколейной железнодорожной ветки на ст. Тума. Причиной возникновения пожара была искра от паровоза. Вспыхнув у самого железнодорожного полотна, огонь стал быстро распространяться вглубь леса. Принятых к тушению пожара мер было недостаточно и к утру 2-го августа площадь, охваченная пожаром, увеличилась до 1000 га. Пожар распространялся главным образом в северо-северо-западном направлении. Максимальной быстроты распространения пожар достиг 3 августа. В этот день был сильный ветер и на отдельных участках, главным образом в сосновом лесу, скорость распространения пожара достигла 1 км в 2 минуты (30 км/час). Когда пожар подходил к железнодорожной станции Курша II от нее был отправлен поезд с детьми из детсада и с семьями жителей станции. Поезд был настигнут и опережен пожаром всего в 1 км от станции. Впереди поезда загорелся и обрушился мост. Поезд сгорел со всеми пассажирами. Максимальное расстояние, на которое удалось отбежать от поезда некоторым пассажирам, было 200 м. Большинство из них, видимо, вначале падали, задыхаясь в дыму, и лишь
потом обгорели.
На тушение пожара была мобилизована значительная часть населения из разных районов Рязанской области. Однако пожар распространялся с такой быстротой, что сдержать его и 3 августа не представилось возможным. Люди пытались спастись по речкам, канавам, колодцам. Большая часть мобилизованных для борьбы с пожаром людей переключилась на охрану полей и сел, расположенных вблизи горящих лесных массивов. Свое имущество жители в таких селах зарывали в землю. Скот перегоняли в открытые места на значительное расстояние от селений. К вечеру площадь, охваченная пожаром, достигала 40 км в длину (в северном направлении) и до 20 км в ширину. На указанной
площади погорели почти все лесные кордоны и несколько лесных поселков. На Курше сгорели: лесопильный завод, шпалорезный завод, механическая мастерская и все лесные склады. На отдельных участках этого громадного лесного пожара погибло много людей. Сгорел весь домашний скот, находившийся в лесных поселках и на кордонах. Погибло большое количество и диких животных.
Пожар в основном был затушен 4 августа. Этому способствовали несколько обстоятельств объективного порядка: а) выход огня в ряде случаев к открытым местам (полям); б) прекращение ветра; в) ночной дождь, прошедший с 3 на 4 августа. Во время этого пожара густой дым расстилался далеко за его пределами. В частности, в течение нескольких дней дымом была покрыта вся территория заповедника. Продолжали гореть торфяные болота, на тушение которых 6 августа прибыли воинские части. Отдельные торфяные болота затушить не удалось, они горели в течение всей зимы и потушены были лишь весенними полыми водами.
Точное количество погибших от этого пожара неизвестно. Первоначально было объявлено о 250, потом о 313 погибших. На памятнике жертвам трагедии, установленном над братской могилой, говорится, что в этой могиле похоронены более тысячи человек. Но известно, что люди гибли не только в самой Курше-2 и на узкоколейной железной дороге, но и в других местах, при пожарах в других деревнях и поселках, а также при тушении пожара. Предположительно, общее число погибших составило не менее 1200 человек, но могло быть и гораздо большим. Среди них были как вольные жители и работники, так и заключенные, в том числе местные раскулаченные крестьяне и священнослужители. Большинства жертв могло бы не быть, если бы поезд сразу использовали для эвакуации людей – но его сначала поставили под загрузку древесиной, а когда загрузили, узкоколейка была уже охвачена огнем. По итогам пожара под суд были отданы семь человек, включая директора лесокомбината с заместителями, руководителей райкома, райисполкома и местной лесоохраны. Выяснение причин и обстоятельств пожара не было публичным, да и в целом до девяностых годов прошлого века история Курши-2 оставалась малоизвестной.
Поселок Курша-2 и инфраструктура узкоколейной железной дороги были частично восстановлены после пожара, главным образом уже в послевоенный период. Узкоколейная железная дорога в Куршу-2 была ликвидирована (демонтирована) в середине пятидесятых, видимо, в связи с истощением лесных ресурсов. Поселок существовал до начала семидесятых, но пострадал от лесного пожара в 1972 году, после чего был расселен и заброшен. Остатки домов выгорели при лесном пожаре 2010 года.
Интересный комментарий к этому материалу
Шароглазов А.А.
Всего один ночной дождь, и пожар 40 км в длину больше не загорелся. Явно его после дождя окончательно дотушили люди. Не дали возобновиться, окараулили.
Были привычные к труду люди, была власть, организовавшая тушение катастрофического пожара. Ценой человеческих жертв, которых даже не посчитали. Но факт налицо – пожар горел меньше недели.
А сейчас, когда «никакой пожар не стоит человеческой жизни», пожары горят месяцами, и человеческие жизни всё равно гибнут от пожаров.
Отучили людей работать. Потому и беззащитны перед стихией.
Сейчас боятся потерь единиц людей. И это наверняка обернётся потерями тысяч людей. Трусливое и ленивое поведение наказуемо природой.



