Без руля и паруса

Открытие рынка земли: что имеем

Наконец Украина дождалась открытия рынка земли сельскохозяйственного назначения. Столь глобальное и судьбоносное для Украины решение должно опираться на анализ сценариев последствий от его воплощения, выбора, наиболее желательного для всего населения страны, и, соответственно, должны быть разработаны мероприятия по реализации приемлемого сценария развития событий. Что же имеем на самом деле. Из телевидения, интернета, радио и т.д. можно услышать и прочитать сотни, а то и тысячи предложений от разных руководителей агрохолдингов, управляющих юридических фирм, руководителей автоматизированных мониторингов земельного банка, консалтинговых компаний по продаже государственного имущества, предложений от разных школ, видеокурсов и так далее о том, как оформить документы для продажи земли, как обойти законодательство, как быстро оценить землю онлайн и как долго ждать, когда 1 га земли пая достигнет цены Нидерландов – 60-80 тыс. долл. США. И ни одного предложения, как организовать фермерское хозяйство владельцам паев, решить вопрос аренды земли или ее дополнительной покупки и стать конкурентными на рынках сбыта. Главное, как владельцам паев объединиться в кооперативы и создать корпорацию по экспорту продовольствия, чтобы добиться ценовой стабильности и расширить рынки сбыта. А что же другие страны? Неужели все аграрные проблемы решали одним заходом – введением рынка земли? Кстати, в странах, где право собственности неприкосновенно и существует конкурентная среда с ценовой стабильностью, фермеры в здравом уме (они все такие) землю не продают. Нет нигде таких чудес, к которым движется Украина.

В развитых странах мира разработаны компьютерные модели не только по отдельным отраслевым направлениям, например, оптимизации рационов кормления животных и птицы, комбикормов, премиксов, распределению кормовых ресурсов за какой-то период, управлению пастбищами и т.д., но и модели системного характера – по оптимизации размеров ферм, потребностям в аренде какой-то части земли, закупке техники или пользованию ею на условиях аренды, окупаемости кредитов по модернизации или реконструкции фермы, моделированию деятельности ферм по эколого-экономическим критериям и тому подобное. То есть, любые хозяйственные проблемы технологического или организационного характера быстро решаются консультативными организациями.

Для примера можно привести деятельность разных европейских фондов поддержки реформирования сельского хозяйства в Украине, которые функционировали на территории Украины в 1995-2000 годах. Все они в Украине были нацелены на консультирование по дроблению хозяйств на земельные доли (паи), например, в Донецкой и Одесской областях. У одного из представителей этих организаций, офис которого находится в помещении Института аграрной экономики, француза русского происхождения Всеволода Гусева допытываюсь: «Почему вы только обосновываете необходимость паевания земель с дроблением хозяйств, а не указываете дальше, что делать с паями, как организоваться в конкурентные структуры? »  – «Все очень просто: никого из чиновников это не интересует – все в процессе «прихватизации». Коллега В. Гусева показал на компьютере целую серию оптимизационных расчетов. Задаю для программы природные условия (влага, температура и т.д.), размер фермы в гектарах и ее специализацию (набор культур и вид животных). Получаю результат: столько-то нужно тракторов такой-то мощности, набор сельскохозяйственных машин и оборудования, столько-то внести органических и минеральных удобрений, столько-то нужно инвестиций, рабочей силы и т. Уменьшаю площадь фермы: часть техники необходимо арендовать у кооперативов (при малой площади фермы приобретение принесет убытки), закупить столько-то такой мощности со следующими информационными выкладками относительно перспектив хозяйствования в конкурентной среде. Задавал любые логические варианты условий для возможного функционирования фермы для разных природно-экономических условий, и результаты расчета на моделях мгновенно давали подсказку, как, что и когда выполнять ту или иную инвестиционную, технологическую или организационную функцию.

В Украине с финансовой помощью европейских стран создавались консультативные фирмы, службы, например, в Донецкой и Львовской областях. Но сразу же исчезали, когда срок помощи иностранных организаций истекал. Владельцы земельных долей (паев) остались один на один в украинском рыночной среде, где рейдеры могут приехать с техникой и собрать для себя выращенный урожай, разные посредники предложить (и быстро дашь согласие) цену, в разы ниже рыночной и тому подобное. При отсутствии ценовой стабильности невозможно даже при большом желании разработать стратегию создания и развития фермерского или семейного хозяйства – риски банкротства достигают 100%.

Введение такого масштабного мероприятия, как рынок земли, наверное, требовал бы консультативной поддержки сельской местности от правительственных структур, как организовать собственное хозяйство определенных размеров в зависимости от специализации на основе аренды земли с возможностью в будущем выкупить, если это будет экономически более выгодно. Какая должна быть рыночная инфраструктура, чтобы созданные новые хозяйства могли успешно функционировать и иметь уверенность в перспективах на будущее. Какая инвестиционная и кредитная стратегия? К сожалению, вся рать реформаторов все 30 лет независимости Украины ломает голову, как заставить владельцев паев быстро продать землю. И ни одного конструктивного предложения прогноза последствий реформирования.

Напомним, что даже незначительные организационные решения в общественной жизни предусматривают улучшение экономического результата на перспективу (формулируется так называемое желаемое состояние, которого нужно добиться в перспективе). После этого разрабатываются плановые мероприятия по ресурсной поддержке предприятий в достижении показателей желаемого состояния. Нет ни одной успешной страны мира, в которой бы не прогнозировалось желаемое состояние экономики и что необходимо поэтапно по годам вводить, чтобы его добиться наиболее рационально с решением экономических, экологических и социальных проблем. Как будут развиваться события в Украине после введения рынка земли? Какие последствия и чегго следует ожидать в сельской местности через 20-30 лет? Реформаторы по этому поводу молчат, но в процессе разработки закона о рынке земли было огромное желание зафиксировать в законе продажу одному владельцу до 100 тыс. га земли.

Консультативное обслуживание фермеров за рубежом охватывает не только вопросы оптимизации размеров, специализации ферм, технологий производства и т.п., но и любых, казалось бы, мелких элементов или условий успешного функционирования. Так, на первых сельскохозяйственных выставках в Украине с участием иностранцев демонстрировался такой элемент, как правильно очистить коровам копыта, как обработать пастбища и водоемы от гельминтозов и пр. То есть успех фермера зависит от множества научных разработок и как быстро эти знания консалтинговыми службами будут донесении до них. Все эти элементарные технологические мероприятия позволили фермерам США, Канады, Европы и т.д. добиться непревзойденных результатов в урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных и птицы. Однако различные природные катаклизмы и рыночные перепади могут привести и приводят к проблемам конкуренции и даже банкротству ферм из-за потерь урожая, роста себестоимости и / или падения цен при изменениях спроса и предложения. Чтобы этому противостоять, развитые страны разрабатывают правительственные программы – сельскохозяйственную политику по поддержке экономики ферм.

В третьем (1993 г.) и четвертом изданиях авторов (2008 г.), где обобщены правительственные программы США как фундамента сельскохозяйственной политики, отмечено, что за последние более 100 лет многие политические средства испытывались или оценивались. Экспертами признано, что существует мало, если вообще существуют по-настоящему новые политические варианты решения вопросов сельского хозяйства. В последнем издании освещены 136 инструментов аграрной и продовольственной политики, которые, как и в предыдущих изданиях, прямо и / или косвенно касаются решения поддержки цен и доходов фермерской деятельности. Все эти средства или инструменты сгруппированы в восемь категорий. Например, 27 внутренних фермерских программ предназначены только для повышения или стабилизации цен и доходов ферм, которые охватывают выведение из обработки площадей посевов (механизм сокращения производства), стимулировние производства биотоплива с использованием определенных подходящих товаров, программы выкупа – компенсации потери стоимости актива в результате изменения правительственной политики, интервенционные операции – приобретение товаров для государственного хранения и / или их распределения (реализации), ценовой поддержки на отдельные товары (молоко, табак) – поддержка фермеров по мере роста государственных расходов, контрциклических платежей – поддержка доходов, которая является противоциклической по рыночным ценам (цены снижаются – выплаты растут), контрциклических выплат доходов – оказывается поддержка доходов, когда совмещение цены и производства приводит к падению дохода ниже определенного уровня, выкупа молочной продукции (прекращение производства) – уменьшение производства молока и контроль его государственных запасов, долгосрочного вывода из оборота земли – изъятие доли производства, которая приводила к его излишкам или подвергает высоким уровням эрозии и / или снижению качества воды и тому подобное.

Еще есть программы международной торговой политики – предназначенные для создания более благоприятной торговой среды для продуктов фермерских хозяйств США, программы управления рисками – разработанные, чтобы помочь производителям лучше управлять присущими сельскому хозяйству рискам, программы сохранения и охраны окружающей среды, программы маркетинга и расширения спроса – разработанные для улучшения положения фермеров во внутреннем хозяйстве и на внешних рынках, программы продовольственной помощи и питания – предназначенные для улучшения уровня жизни каждого, кто потребляет пищу и натуральные клетчатки, программы безопасности пищевых продуктов – разработанные для защиты безопасности продовольствия от вредителей и болезней что, в свою очередь, может повлиять на здоровье людей дома и за рубежом, кредитные программы – разработанные для обеспечения сельского хозяйства достаточным предложением долгового капитала при разумном уровне стоимости.

Важной для Украины могла быть, например, программа по организации и контролю рынка, при которой в управлении по продажам (центральный правительственный орган) сосредотачиваются функции хранения и сбыта продовольствия. Фермеры получают аванс на доставленные и хранящиеся на ферме продукты, с последующей выплатой после завершения операций по продажам в целом за производственный год. В этом случае все производители независимо от календарного времени реализации получают одинаковую цену, которая скорректирована в зависимости от качества продукции и расстояния до хранилищ.

Предыдущие практики сельскохозяйственной деятельности – растущей механизации и интенсификации без системной оценки хозяйственных последствий приводили к разрушению, особенно в Украине, природной (неограниченной эродированности, химической загрязненности почв и т.д.) и социальной (безработица, деградация сельских поселений и т.д.) среды. Сегодня страны мира сельское хозяйство переводят на рельсы требований XXI века – устойчивое развитие (sustainable development) как концепция по соблюдению баланса между удовлетворением современных потребностей человечества, при котором останутся нерушимыми природные возможности этого удовлетворения для будущих поколений. При этой концепции внедрение рынка земли без ориентиров по выводу из оборота 10 млн слишком эродированных земель, при наличии одного из самых высоких в мире уровней распаханности земель, структуры производства, обслуживающей ресурсами зарубежные фермы, как одного из факторов их сверхвысокой эффективности, является опрометчивым решением.

Для достижения устойчивого развития в странах мира, в частности в ЕС и США, вводится концепция интегрированного (совместного) управления ресурсами или фермами (IFM), которая охватывает такие его составляющие: организация и планирование; управление грунтом и плодородие; здоровье и защиту урожая; контроль за загрязнением и управление побочными продуктами; животноводство; энергоэффективность; управление водными ресурсами; сохранение ландшафта и природы и привлечение громад. Все эти составляющие IFM на основе информационных технологий исследуются в среде системной идеологии и представляются в виде математических компьютерных моделей, которые позволяют разрабатывать сценарии развития конкретных фермерских хозяйств и прогнозировать наиболее приемлемые и эффективные стратегические его направления. Например, в США еще в 1975 году на разработку моделей интегрированного управления ресурсами было выделено 20 млн долл. США, целью которой является достижение конкурентоспособности в новых условиях глобализации продовольственных рынков на общей идее оценки затрат всех стадий процесса (от начала производства на конкретной ферме, транспортировки, переработки и т.д. до реализации внутри страны или на зарубежных рынках), что гарантирует стабильность в плане получения высшего рентабельности. Чтобы войти в систему интегрированного управления ресурсами, фермер делает регистрационный взнос. В результате у такой модели формируется набор информации (секретность гарантируется) по фермами США об объективной разнице в издержках производства с последующим переходом к созданию общегосударственных баз данных, а также информация о потенциальных возможностях (и издержках производства) потенциальных конкурентов во всем мире, например, производителей продукции птицеводства, свиноводства – отраслей, продукцию которых можно очень быстро нарастить до выявленного дополнительного спроса за рубежом. В среде IFM группа экспертов-консультантов (специалистов различных отраслей) комплексно изучает проблемы, оптимизирует все знания (а не максимизирует отдельные направления) и дает рекомендации на будущее с доступом к новейшим технологиям. Государство оплачивает деятельность консультантов в зависимости от способностей и стажа работы. Без доступа к системе моделей интегрированного управления ресурсами нет перспективы для конкретной фермы. К тому же кредитор может не дать кредитов, если не знает потенциальных возможностей фермы.

В Украине даже для основных природно-климатических и эколого-экономических и социальных условий отсутствуют расчеты оптимальных размеров ферм или варианты объединения земельных и трудовых ресурсов мелких ферм в конкурентные производственные структуры. Без руля и парусов отправляемся в опасное и судьбоносное для Украины путешествие, к тому же без компаса и карты маршрута к новому светлому будущему. Все надежды на достижение светлого будущего для всех украинцев реформаторы связывают с 2024 годом – началом разрешения покупки 10 тыс га земли. Напомним, что посол Нидерландов в Украине Кейс Ян Рене Кломпенхаувер отметил следующее: в Украине зарегистрированы более 350 голландских компаний, работающих в области сельского хозяйства и IT. При этом высокий уровень экономики Нидерландов достигнут именно благодаря развитию малых и средних предприятий. В то время как модель вертикальной интеграции на основе огромных предприятий типа украинских агрохолдингов исчезла 50 лет назад, потому что значительно менее успешна в постоянно меняющейся экономике. Нидерланды – страна, в расчете на 1 га пашни экспортирует больше всех продовольствия среди стран мира. Но мы пойдем своим путем – пока что с концентрацией земель по 10 тыс га на одно предприятие. Нидерланды – не указ. Главное для Украины – продолжение процесса, который начался в далеком 1917 году, с последующими неожиданностями – голодомором, расстрельными списками Сталина и тому подобное.

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.