В.И.Архипов. Законодательный прорыв в области лесоустройства

“Монополия плоха, в этом все дело” (из выступления Президента России В.Путина на пленарном заседании XXIV Петербургского международного экономического форума 4 июня 2021 года”

Государственной Думой Российской Федерации в июне 2021 года принят Федеральный закон «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений» (далее – Закон).

Закон содержит ряд новых прорывных положений, направленных на реформирование системы лесоустройства и повышение его эффективности. Среди таких положительных принципиальных новаций следует отметить следующие:

• Централизация лесоустройства;

• Цифровизация лесоустройства;

• Аттестация специалистов, выполняющих лесоустроительные работы;

• Определение состава и содержания лесоустроительной инструкции;

• Введение понятия «таксационное описание лесосеки»;

• Стимулирование развития современных цифровых технологий таксации лесов на основе использования достижений науки и техники в области дистанционного зондирования Земли.

Совокупность указанных новелл Закона представляет собой законодательный прорыв в области лесоустройства.


Централизация лесоустройства

Статьей 67.2 «План проведения лесоустройства» Закона установлено, что лесоустройство проводится централизованно в соответствии с единым федеральным планом проведения лесоустройства. План проведения лесоустройства станет публичным и должен размещаться на официальном сайте Рослесхоза. Порядок подготовки и утверждения плана проведения лесоустройства устанавливается Правительством Российской Федерации.

Это означает, что после 20-летней неразберихи будет восстановлена федеральная ответственность за планирование, ценообразование, финансирование и приемку лесоустроительных работ.

При этом необходимо отметить наличие серьезных коррупционных рисков при подготовке 10-летнего плана проведения лесоустройства в части определения очередности проведения лесоустройства среди лесничеств, включенных в план.

Предложение:

С целью минимизации таких рисков предлагаем единственным критерием при определении очередности проведения лесоустройства среди лесничеств, включенных в план, принять давность проведения последнего государственного лесоустройства в лесничестве.


Цифровизация лесоустройства

Впервые статьей 67 «Общие положения о лесоустройстве» Закона установлено, что по результатам осуществления мероприятий по лесоустройству составляется лесоустроительная документация в электронной форме, которая включается в состав сведений государственного лесного реестра.

Таким образом, сделан принципиальный шаг, направленный на обеспечение открытости и доступности составленной лесоустроительной документации и на повышение ответственности исполнителей за ее качество. Кроме того, устраняются риски, что лесоустроительную документацию «съедят мыши».

Аттестация специалистов, выполняющих лесоустроительные работы

Впервые статьей 67 «Общие положения о лесоустройстве» Закона установлено, что мероприятия по лесоустройству осуществляются инженерами-таксаторами, техниками-таксаторами, прошедшими аттестацию в области лесного хозяйства, включенными в реестр специалистов, имеющих право на осуществление мероприятий по лесоустройству.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Оценка федерального имущества является важной и ответственной государственной задачей. Поэтому государственное регулирование лесотаксационной деятельности не только оправданно, но и необходимо.

Состав и содержание лесоустроительной инструкции

Впервые статьей 67.1 «Лесоустроительная инструкция» Закона установлены конкретные обязательные требования к составу и содержанию Лесоустроительной инструкции.

Предложение:

С целью повышения прозрачности и эффективности контроля качества лесоустроительных работ предлагаем в пункт 10 части 2 статьи 67.1 включить требование к установлению в лесоустроительной инструкции регламентов выполнения лесотаксационных работ отдельно для каждого способа таксации лесов.


Введение понятия «таксационное описание лесосеки»

Впервые в Законе появилась статья 23.4 «Таксационное описание лесосеки», которая установила, что на основе данных отвода и таксации лесосеки составляется таксационное описание лесосеки в форме электронного документа. Таким образом, таксационное описание лесосеки, практически, получило необходимое правовое преимущество над таксационным описанием лесоустройства.

Такая иерархия является естественной, соответствует общемировой практике и снижает коррупционные риски при организации лесопользования.


Стимулирование развития современных цифровых технологий таксации лесов на основе использования достижений науки и техники в области дистанционного зондирования Земли

Впервые статьей 69 «Таксация лесов» Закона установлено, что при проведении работ по таксации лесов наземными методами производится фотофиксация соответствующих лесных насаждений, материалы которой включаются в состав лесоустроительной документации.

Данная правовая норма, с одной стороны, создает труднопреодолимый барьер для повсеместно практикуемого в настоящее время лесоустроительного мошенничества, которое заключается в подмене трудоемкой наземной таксации на малозатратную камеральную актуализацию материалов последнего лесоустройства, а с другой стороны, является действенным стимулом развития современных высокопроизводительных цифровых дистанционных технологий таксации лесов.


Проблема

В целом прорывной Закон имеет один принципиальный недостаток – это монополизация лесоустройства.

Статьей 19.1 «Мероприятия по лесоустройству» Закона установлено, что:

• Мероприятия по лесоустройству в лесах, расположенных на землях лесного фонда, осуществляются ФГБУ «Рослесинфорг» в соответствии с планом проведения лесоустройства собственными силами или с привлечением иных лиц.

• В случаях, если в отношении предоставленных в пользование лесных участков выполнение работ по таксации лесов не предусмотрено утвержденным планом проведения лесоустройства, выполнение таких работ осуществляется ФГБУ «Рослесинфорг» и обеспечивается за счет заинтересованного лица.

Обоснованием такого подхода принято считать поручение Президента РФ правительству РФ по итогам совещания по вопросам развития и декриминализации лесного комплекса обеспечить внесение в законодательство РФ изменений, предусматривающих «Проведение лесоустройства на землях лесного фонда и других землях, которые находятся в федеральной собственности и на которых расположены леса, федеральными государственными бюджетными и(или) автономными учреждениями (Перечень поручений Президента РФ от 06.11.2020, Пр-1816, п.1з-З).

Такое толкование неоднократных поручений Президента РФ, направленных на повышение эффективности лесоустройства, не соответствует сказанному им на пленарном заседании XXIV Петербургского международного экономического форума: «Монополия плоха, в этом все дело[b]» и «[b]…именно конкуренция является главным драйвером развития и, что важно, рыночным фактором сдерживания роста цен».

Мы согласны с Президентом РФ и считаем, что законодательный вектор на монополизацию лесоустройства является серьезной ошибкой. Общемировая практика указывает, что лесоустройство, в отличие от национальной инвентаризации лесов, является рыночной услугой, оказываемой организациями разной формы собственности в конкурентной среде на конкурсной основе, в том числе по государственном заказу. Считаем, что государственная монополия на лесоустройство в сложившихся условиях рыночных отношений не способствует оптимизации соотношения цена/качество (точность) лесоустройства, не соответствует государственным интересам и, очевидно, не даст ожидаемого результата. Это – тупиковый путь, о чем станет общеизвестно очень скоро, через два-три года. Но эти два-три года мы потеряем.


Решение

Решение сложной государственной задачи по обеспечению участников лесных отношений и гражданского общества актуальной и достоверной информацией о лесах сопряжено с отказом от ложных представлений и целей и созданием необходимых условий для здоровой конкуренции идей, технологий и организаций различной организационно-правовой формы на рынке лесотаксационных услуг при наличии четких регламентов выполнения работ, обоснованного ценообразования и независимой системы контроля, включающей контроль за соблюдением установленных регламентов выполнения работ и оценку качества (точности) составленной лесоустроительной документации.

Наши конкретные предложения по недопущению государственной монополизации лесоустройства заключаются в следующем:

Первое: таксация лесов, проектирование мероприятий по сохранению лесов (в соответствии с утвержденным федеральным планом лесоустроительных работ).

Исполнители работ и услуг по таксации лесов должны определяться из числа специализированных государственных и негосударственных организаций, имеющих в своем штате аттестованных специалистов, по результатам конкурсов с ограниченным участием, организованных Рослесхозом, в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Для получения права на проведение конкурсов с ограниченным участием необходимо лесоустроительные работы и услуги включить в правительственный перечень работ и услуг, которые по причине их специализированного характера способны выполнять и оказывать только подрядчики (исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации.

К участникам закупки работ и услуг по таксации лесов, кроме единых требований, должны предъявляться дополнительные требования, и победитель такого конкурса должен определяться из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.

Второе: таксация лесов, проектирование мероприятий по сохранению лесов (по инициативе и за счет заинтересованных лиц).

Заинтересованные лица, в случаях, если давность последнего лесоустройства на предоставленных им в пользование участках превышает нормативные сроки, имеют право по своей инициативе и за счет собственных средств заказать лесоустроительные работы по таксации лесов и проектированию мероприятий по сохранению лесов в отношении участков, предоставленных им в пользование, независимо от того включены или не включены эти участки в федеральный план проведения лесоустройства.

Исполнители работ по таксации лесов и проектированию мероприятий по сохранению лесов должны определяться из числа специализированных государственных и негосударственных организаций, имеющих в своем штате аттестованных специалистов.


Вернуться к началу

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.