Истории опустынивания южных регионов страны или нехватка питьевой воды — к сожалению, не выдумки, а наша ближайшая реальность. По прогнозам специалистов, к 2050 году Украине грозит дефицит питьевой воды. Об этом говорят в Государственной экологической инспекции и научных учреждениях. По данным Укргидрометцентра, концентрация токсичных соединений в украинских реках в 30—40 раз превышает предельно допустимые нормы. «Поэтому, согласно прогнозам Института водных проблем и мелиорации, уже к 2050 году Украине придется импортировать питьевую воду», — отмечал глава ГЭИ Андрей МАЛЕВАНЫЙ.
Последнее заседание СНБО (состоялось 26 мая) тоже было посвящено водным ресурсам страны и обеспечению населения качественной питьевой водой в населенных пунктах Украины. Как передает «Интерфакс», секретарь СНБО Алексей Данилов отметил о необходимости разработки общегосударственной программы очистки рек и озер. Ключевым вопросом, по его мнению, является проведение инвентаризации поверхностных водных объектов и подземных источников питьевой воды. Также, по словам Данилова, все водные объекты должны иметь владельца (на наш взгляд, это тема для отдельного разговора).
Большая часть украинцев уже определяет доступ к питьевой воде как одну из приоритетных экологических проблем (об этом в опросе ГЭИ указал 51% респондентов). Но признать проблему — еще не значит ее решить.
«День» пообщался с экспертами из разных регионов, чтобы наметить хотя бы примерный путь и избежать водного дефицита. Первое, на чем акцентируют внимание специалисты, — отсутствие надлежащего мониторинга и аудита воды абсолютно во всех населенных пунктах. Второе — без объединения усилий громад и государства ничего не получится. Любая программа восстановления или очистки реки должна получить надлежащее финансирование от верхов и эффективно реализоваться на местах. И третье, хорошее, — определенные шаги для контроля за водными ресурсами уже осуществляются. О них — далее.
Пересыхает, мелеет, исчезает
«Чтобы уберечь питьевую воду, нужно «лечить» все водные объекты, а не действовать точечно», — эксперт
Проблема качества питьевой воды не нова. Она была и остается актуальной на протяжении последних лет. В то время, как в большинстве стран Европы использование подземных вод достигает 90%, что обеспечивает удовлетворение потребностей населения высококачественной питьевой водой, в Украине городское водоснабжение осуществляется в основном за счет водных артерий. И, несмотря на наличие развитой речной системы и большое количество природных источников, в Украине уже наблюдается нехватка воды. По запасам доступных для использования водных ресурсов наша страна относится к малообеспеченным.
Настоящий ее дефицит станет ощутимым уже в 2027 году, а потому противодействовать катастрофическим последствиям глобальной тенденции нужно сейчас, срочно, отмечает заведующий кафедрой экологии, естественных и математических наук КЗВО Винницкой академии непрерывного образования, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, член корреспондент МАНЭБ, академик Академии наук Высшей школы Украины Александр МУДРАК. По его словам, в Винницкой области уже ведутся работы по расчистке Южного Буга от ила, в громадах очищают колодцы, источники, но все это — точечные решения, которые решению проблемы не помогут, потому что к улучшению качества питьевой воды нужно подходить комплексно.
«МЫ ЖИВЕМ В ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ДОЛГ СВОИХ ДЕТЕЙ И ВНУКОВ»

— Первое, что нужно учесть, это глобальные изменения климата. Они приводят к тому, что у нас процесс испарения превышает процесс поступления осадков. Второе — наблюдается постоянное повышение температуры. То есть, если взять данные показателей экологического мониторинга с 1960-х годов, то по климатическим показателям (количество осадков, солнечное альбедо, температурный режим) Винницкая область сейчас находится на уровне Одессы. В области, по данным Всемирной метеорологической организации, в 2015 году за сутки зафиксировали повышение температуры на 20 градусов по Цельсию. Таких резких «скачков» ранее никогда не наблюдалось. В 2017 году у нас выпало наименьшее количество осадков за последние 83 года. Все это свидетельствует о смещении почвенно-климатических зон, а значит, надо адаптироваться и прежде всего адаптировать экономику, в частности сельское хозяйство, которое является главным источником наполнения бюджетов. То есть надо добавлять орошение, контурно-мелиоративную систему земледелия, учитывать севообороты и вносить сидераты, закрывать влагу. Уже сейчас из-за убытков вследствие водной и ветровой эрозии наши агропроизводители ежегодно теряют до 500 000 000 долларов. Поэтому говорить об экономике и развитии без экологии не приходится, потому что на сегодня, учитывая экологические аспекты, успешного бизнеса не построишь и общество не сможешь развивать. Экономика и экология — это две родные сестры. Но чтобы оздоровить естественную окружающую среду, нужны ресурсы. Чем больше людей, тем больше ресурсов им нужно, и сегодня мы уже используем 1,6 ресурса планеты, а это значит, что мы живем в экологический долг своих детей и внуков, ведь сейчас забираем тот ресурс, которым должны пользоваться они. А вода — это главный ресурс, без которого не может обойтись человек.
«БЕЗ АУДИТА НИКАК НЕЛЬЗЯ ДВИГАТЬСЯ ДАЛЬШЕ»
— Проблема наличия, доступности, качества питьевой воды актуальна для всего мира. Насколько она остра в Украине, которая имеет достаточно развитую бассейновую систему?
— Кроме общих тенденций, о которых говорят во всем мире, существуют еще региональные особенности, которые требуют реакции, иногда срочной. Поэтому, по моему мнению, очень эффективно сегодня запускать систему региональной экологической политики. Особенно если учесть, что идет процесс реформирования рынка земли, продолжается процесс передачи природных ресурсов на громады, которые получают больше полномочий. В разрезе этого вопросы экологии должны быть приоритетными, а не в загоне, как это было всегда, и финансироваться не по остаточному принципу, а равномерно, по 33% на каждую составляющую жизнедеятельности общества — социальную, экономическую и экологическую. Изобретать велосипед не стоит, достаточно, если каждая громада учтет 17 целей устойчивого развития, о которых нам говорит ООН, и пропишет их в своей стратегии устойчивого развития. На сегодня, если говорить о Винничине, из всех 63 громад области только 25 имеют более или менее приближенные стратегии сбалансированного развития своих громад. Хотя именно они являются двигателем к развитию и позитивным изменениям.

«ОСОКОРКИ. ТЕ, ЩО ЛИШИЛОСЯ» / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
— Что имеете в виду?
— Каждая стратегия предполагает не только цели, но и индикаторы решения того или иного вопроса и расчеты. Она указывает на решение вопроса обращения с твердыми бытовыми отходами, водоснабжения и водоотведения, определяет зеленые насаждения, прибрежно-защитные полосы и водоохранные зоны для водных объектов. Все это должно предусматривать всестороннее и непрерывное экологическое образование, создание экологического фонда в громадах и разработку экологического паспорта. В рамках этого документа должны быть описаны объекты: леса, пруды, реки, водохранилища, колодцы, скважины, запасы подземных вод и тому подобное. То есть общество должно знать, что есть на территории и как эти объекты можно сбалансировано использовать. Да, это колоссальная работа, но без этого экологического аудита никак нельзя двигаться дальше, ведь, чтобы развивать и планировать территорию громад, надо понять целостную (общую) картину (генеральный план территориальных громад).
«ЧЕМ РАНЬШЕ МЫ НАЧНЕМ ОЗДОРАВЛИВАТЬ БАССЕЙНЫ НАШИХ РЕК, ТЕМ ЛУЧШИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ БУДЕМ ИМЕТЬ»
— Насколько я знаю, сейчас активная работа в этом направлении ведется на уровне области. Наработан и утвержден региональный план обращения с твердыми бытовыми отходами, который реализуется частично и с международными организациями (корпорацией ДЕСПРО). На очереди — областная программа «Питьевая вода» на пять лет. Собственно, вы среди участников экспертного пула. Чем эта программа может помочь в улучшении качества питьевой воды? То есть чего от ее принятия ожидать простым винничанам?
— Мы уже подали свои научные и экономические наработки, которые войдут в программу «Питьевая вода». Она рассчитана на следующие пять лет, будет базироваться на Водной рамочной конвенции ЕС и предусматривать меры на короткую и дальнюю перспективу с четким планом выполнения каждой цели и соответствующим экономическим обоснованием. Сразу отмечу: чтобы уберечь питьевую воду, нужно «лечить» все водные объекты, а не действовать точечно, так как этот вопрос значительно шире и требует комплексного подхода.
Нынешнее очищение Южного Буга, которое осуществляет винницкая власть, — это уже как следствие. Водная рамочная конвенция говорит, что водные объекты должны расчищаться один раз в 15 лет. У нас реки не чистили годами, и ситуация стала критической. Кроме того, чтобы оздоровить бассейны, мало вытянуть ил — надо оптимизировать угодья бассейна, уменьшив площадь пашни и увеличив площади пастбищ, сенокосов, лесных экосистем. Необходимо избавиться от свалок, навозохранилищ, выгребных ям и других опасных источников загрязнения прибрежно-защитных полос (ПЗП) для рек (малых, средних, крупных), прудов, водохранилищ. Например, если у громады распашка земли составляет 65%, а норма 30%, то что надо делать: уменьшать площадь пашни, увеличивать площади пастбищ (лугов, пойм), лесов. Или если малая река обмелела, то, по Водному кодексу, необходимо соблюсти расстояние 25 метров по обе стороны для создания ПЗП, убрать выгребные ямы с ПЗП, ликвидировать свалки, навозохранилища, разные виды застроек, уменьшить распашку ПЗП — и река восстановит свое экологическое состояние за счет оздоровления ее бассейна. Точечно действовать нельзя, потому что экосистема — это целостный организм, требующий общего (комплексного) оздоровления.
— Сложно представить, что в украинских реалиях приживется такая «идеальная картинка». Кто будет контролировать площади распахивания, наполненность рек, наличие воды в колодцах?
— В каждой громаде ЕС за соблюдением экологических норм и требований следит отдельный человек, который по значимости второй после руководителя. В нашем понимании это должен быть заместитель председателя территориальной громады (сельского, поселкового, городского) по экологической политике, который бы отвечал за весь экологический спектр и одновременно мог привлекать средства под экологические проекты. Ведь весь мир сейчас борется за чистую окружающую среду, качество питьевой воды и зеленые насаждения. И Украина должна. Чем раньше мы начнем оздоравливать наши бассейны рек, тем лучшие экологические последствия будем иметь для наших детей и внуков.
Посмотрите на страны ЕС, которые уже реализуют бассейновый принцип управления. Они достигли перевода рек, прудов, водохранилищ на лучший класс качества воды. А у нас что? В 1985 году Южный Буг имел второй класс качества воды, сейчас имеем четвертый класс из имеющихся пяти. Сколько надо денег вложить, чтобы сделать забор, очистить, коагулировать, подать в систему водоснабжения, чтобы вы смогли использовать эту воду как питьевую? Немец утром встает, включил компьютер и видит, в каком микрорайоне сколько проб воды в водоснабжающей сети провели, а у нас это случается только тогда, когда происходит процесс эвтрофикации водоемов — цветения воды, рыба в реке умирает (происходит замор из-за кислородного голодания).
Поэтому областная программа «Питьевая вода» на 2021-2025 годы как никогда актуальна. Сейчас надо сделать три больших блока к реализации этой программы. Первый — провести экологический аудит, чтобы мы знали, где и что делается (это поверхностные водные объекты, запасы подземных вод, сколько рек, прудов, а также основных источников водоснабжения населения — колодцы, каптажи, артезианские скважины). Водная рамочная конвенция гласит: если есть громада, в которой проживает более двух тысяч человек, то обязательными должны быть очистные станции канализации. Минимум должна быть биологическая очистка, а если 10 000 человек и более, то кроме биологической очистки, еще должна быть химическая, так как важно убрать азот и фосфаты, которые мы используем в средствах для мытья посуды, стирки или уборки дома. Ведь это источник питания зеленых и сине-зеленых водорослей, которые стимулируют процессы цветения водоемов и приводят к замору рыбы. То есть в экосистеме все процессы циклические: в одном месте вылил, в другом — выплыло и навредило.
Второй блок программы предусматривает привлечение экономистов, которые проведут расчеты. Понятно, что за бюджетные средства реализовать такие проекты не удастся. Поэтому третий блок — это поиск инвесторов или грантодателей. К слову, в Европейском Союзе, если люди вкладывают средства в эколого-, энерго— ресурсосберегающие технологии, их на определенный срок освобождают от налога, так как это считается основными приоритетными технологиями. Такой механизм следовало бы запустить и у нас. Правда, этот вопрос уже нужно решать на государственном уровне. Пока желания государства участвовать, решать или влиять на такие вопросы я не вижу.
Поэтому в нынешних обстоятельствах долевое участие — это целесообразный способ реализации подобных инициатив, потому что люди на местах должны проникаться такими проектами и чувствовать свою сопричастность. Есть интересный пример, где один из фондов ЕС дал громаде средства в сумме 100 000 евро на водопровод, а другой предложил долевое участие — 50% дали из фонда, а 50% из громады. Как думаете, где водопровод быстрее сделали и он до сих пор эффективно действует? Безусловно, в той громаде, которая софинансировала проект. Поэтому пока мы не донесем до людей понимание того, что река — это то, что мы пьем, до тех пор они не поймут значения водных артерий и не будут заботиться о качестве питьевой воды. Мы должны «научиться жить вместе» (это принцип ООН), чтобы в будущем выжить как человеческая популяция.