Корпоративная геополитика

В современном мире в формировании геополитики корпорации играют не менее важную роль, чем государства

Внешняя политика является прерогативой государств. Это, как кажется незыблемое утверждение, основывается на устоявшихся представлениях о ключевых функциях государств и правительств, ими управляющих.

Однако в равной степени нелепо отрицать и ту колоссальную роль, которую в современной геополитике играют корпорации как государственные, так и частные. Корпорации одновременно являются субъектом и объектом геополитики. Субъектом — когда действуют от имени и по поручению национального правительства (или даже без оного), объектом — когда, к примеру, государство США вводит санкции против компаний РФ или других стран, нарушающих режимы эмбарго. Британская Ост-Индийская компания во времена расцвета весьма успешно выполняла функции власти в Индии и Китае, имела даже собственные армию и флот, а транснациональная деятельность Microsoft или TMSC по своему глобальному влиянию выходит далеко за рамки простого «делового» присутствия за границей.

Чуть ли не в каждой экономически развитой стране можно назвать компанию (корпорацию, холдинг — форма в данном случае не так важна), иногда несколько, являющуюся как бы носителем национального флага. К примеру, в США это Apple или Amazon, в Швеции — IKEA, в Германии — Volkswagen или Siemens, в Японии — Toyota, в Южной Корее — Samsung, в Китае — Huawei, в России — «Газпром»+«Роснефть», в Саудовской Аравии — Saudi Aramco и так далее. Анализ взаимодействия государств и корпораций является крайне интересной темой, и весьма непростой. Существует множество факторов — экономических и правовых, регулирование которых все еще несовершенно. Государственные деятели или структуры могут нарушить международное право или уголовный кодекс и выйти сухими из воды, но «бан» в Twitter или Facebook вполне может быть и пожизненным, и оспорить это фактически нереально.

Корпорации должны платить государству налоги, государство — создавать равные условия для конкуренции и защищать их интересы. Конфликты во внутренней жизни возникают, когда корпорации не хотят платить налоги или делиться дивидендами, а государство обнаруживает, что его функции скомпрометированы коррупцией или незаконным лоббизмом. Корпорации всегда стремятся к наращиванию прибыли — в этом заключается смысл их существования. Государства тоже в этом заинтересованы, но в виде получения налогов, которые корпорации часто рассматривают как неэффективную трату честно заработанных ресурсов. В случаях автократических режимов государство неусыпно следит за тем, чтобы корпорации не покушались на установленный политический курс вне зависимости от формы собственности и механизмов управления бизнесом, в демократических — пробуют регулировать сферу национальных интересов законами. Корпорациям, в свою очередь, часто весьма неудобно оперировать в рамках «политических интересов» государств, и они стремятся их изменить, к примеру, настаивать на отмене санкций. Именно поэтому бизнесмены редко становятся успешными государственными деятелями — они мыслят категориями прибыли, а государство — категориями власти, то есть политической целесообразности.

Идеальная модель, когда государство добросовестно и ответственно выполняет свои функции по отношению к бизнесу, а бизнес действует строго в рамках законодательства и не пытается влиять на политический курс государства, существует только в учебниках. Отношения между государством и корпорациями никогда не были простыми. Они не могут обойтись друг без друга и в идеале должны сотрудничать. Проблема только в том, что результатом может стать банкротство обоих, как, к примеру, выглядит современный вариант связки Кремля и «Газпрома» — некогда лидер энергетического рынка сегодня стал фактическим банкротом (не говоря уже о политическом банкротстве Кремля).

Государства ограничены собственными границами и режимом суверенитета, когда действия одного государства на территории другого являются фактом агрессии. Корпорации же свободны в том, чтобы осуществлять экспансию на территорию других государств. Если бы политическую карту мира окрасили в цвета флагов корпораций, она выглядела бы по-другому, давая весьма реалистичное представление о скрытых от поверхностного взгляда причинах геополитической мощи и влияния отдельных национальных государств. Нет никакого сомнения, что даже относительно небольшие и ресурсозависимые государства могут иметь значительное влияние на мировой арене, осуществляемое через корпорации, и наоборот — огромные территории и ресурсы использоваться неэффективно ни в политическом, ни в экономическом плане, если инструменты реализации ресурсов отсутствуют.

В эпоху «больших данных» нет недостатка в объективной информации о мировой корпоративной сети, которая пронизывает отношения геополитики. В 2011 году группа специалистов из Швейцарского федерального института технологий провела весьма глубокое исследование структуры собственности в сфере международного бизнеса. Были проанализированы базы данных, включающие 37 миллионов компаний, выделены 43 060 транснациональных корпораций и выявлена структура собственности, пронизывающая весь этот гигантский массив. В конечном итоге выяснилось, что в мире насчитывается всего 147 институциональных суперсобственников, владеющих 40% корпораций, а 737 банков и фондов владеют 80% транснациональной бизнес-вселенной. Само собой, никакие фонды и банки не ограничивают свое присутствие в мире государственным суверенитетом — будучи британским, Barclays plc (номер один в списке суперсобственников) имеет активы по всему миру.

Еще более любопытное представление о том как выглядит бизнес-макрокосм возникает из анализа открытых данных по рыночной капитализации, прибыли и объемам продаж корпораций, котирующихся на мировых биржах. Оказывается, в мире насчитывается всего около пяти тысяч компаний, суммарная рыночная капитализация которых равна мировому ВВП — около 90 трлн долл. Из них половина и по прибыли, и по объему продаж, и по капитализации — компании из США. Китай уступает США в 17 раз по числу наиболее «дорогих» компаний и почти в семь раз — по объему их капитализации. Япония — третья среди лидеров — имеет примерно в десять раз меньше «дорогих» корпораций и в 11 раз проигрывает США по их капитализации. Вторую группу с ориентиром суммарной капитализации в 2–3 трлн долл. составляют Канада, Германия, Великобритания, Франция, Индия, Саудовская Аравия, в третью группу с ориентиром 1–2 трлн долл. входят крепкие середнячки — Южная Корея, Швейцария, Нидерланды, Австралия. В мировой табели о рангах корпораций на вершине пирамиды все американцы, кроме Saudi Aramco, которая в декабре 2019 года (очень вовремя) вышла на IPO и сразу поспорила за первое место с Apple. Эти два монстра «стоят» примерно по 2 триллиона каждый. Для сравнения — ВВП России (по оценкам МВФ-2021) — 1,7 триллиона. Важно отметить: списки стран по объемам ВВП и лидеров по объемам капитализации компаний находятся в очень хорошей корреляции, а по позициям пятерки лидеров — практически совпадают.

Две китайские компании — Tencent и Alibaba — входят в десятку мировых лидеров номинально. Рыночная капитализация Tencent в три раза меньше Apple, а Alibaba в три раза уступает Amazon. Крайне любопытны данные по компаниям РФ. В 2019 году «Газпром» занимал 123-е место в списке ведущих мировых корпораций с капитализацией 93,9 млрд. В 2020 — 212-е место и 69 млрд. «Сбербанк» спрыгнул со 129-го места на 181-е и «сдулся» с 90,3 до 78,9 млрд. «Роснефть» со Шредером с 152-го места ушла сразу на 281-е, а ее 78 млрд превратились в 56,47. «Лукойл», чтобы дважды не вставать, опустился с 189-го сразу на 355-е и похудел с 66, 22 до 45,5 млрд. «Новатек» — был 208-м, стал 309-м, было 61,3 млрд, через год — 51,5. «Сургутнефтегаз» установил рекорд — с 446-го места сразу на 1024-е, а капитализация уменьшилась с 34,5 до 17,6 млрд. Наконец, «Транснефть» с почетного 786-го места ушла на 1261-е, а в деньгах — с 20,5 до 13,9 млрд.

Разумеется, не все российские компании были столь успешны. Производители стали, электроэнергии и алюминия, брильянтов и золота практически сохранили свои позиции, а вырос только Яндекс — с 1043-го места поднялся на 743-е и добавил целых 10 млрд к капитализации — с 14,5 до 24,5. Это важно отметить: первая и единственная высокотехнологическая компания страны, претендующей на равное место за столом великих государств, встречается на 743-м месте по рыночной капитализации в мировой табели о рангах, где весь хай-тек — или американский, или китайский с элементами японского и южнокорейского. При этом лидеры в прошлом, ковидном, году добавили к своей рыночной стоимости около восьми триллионов, что очень хорошо коррелируется с суммой финансовой помощи, направленной администрацией Трампа на поддержку экономики США в связи с пандемией.

По объемам полученных доходов (данные за 2017 год) компании США в полтора раза превышают конкурентов из КНР, в два раза — Японию и Германию, в три раза — Францию и в три с половиной — Британию. Россия (как государство) на 32-м месте с объемом полученной прибыли, в 2,5 раза уступающим Walmart.

Зато Россия возглавляет мировой рейтинг по росту личных доходов богатейших людей страны, полученных в прошлом, провальном для мировой экономики, году в процентах от национального ВВП. Их состояние выросло сразу в полтора раза. В то же время, наибольший прирост числа миллиардеров в 2020 году наблюдался в Китае (238 человек) и США (110), хотя лидерство в командном зачете все еще сохраняется за американцами. Суммарное состояние богатейших людей планеты возросло за год с пяти до 12 триллионов. Почему об этом важно говорить? Потому что они — Джеф Безос, Билл Гейтс, Илон Маск — и есть олицетворение транснациональных корпораций (ими созданных или возглавляемых) — лидеров глобального мира. Важнейшим фактором современной корпоративной геополитики является также смещение акцентов с ресурсных компаний (при чуть ли не единственном исключении — Saudi Aramco) на сервисные или технологические. Это означает то, о чем уже несколько лет говорят и пишут все ведущие аналитики мира — конфликты будущего будут разворачиваться не за нефтяные месторождения, а за технологии производства чипов, системы телекоммуникаций и искусственного интеллекта. Также становится понятным, почему Си Цзиньпин поставил задачу создать группу китайских суперкорпораций, которые смогли бы бросить вызов американцам, и почему Россия не рассматривается Соединенными Штатами в качестве серьезной угрозы, максимум — ревизионистом, а Китай совершенно сознательно определил место РФ как сырьевого придатка.

Можно обманывать собственное население, предоставлять неверные статистические данные и манипулировать политической целесообразностью, но невозможно обмануть биржи. Построение геополитических альянсов обязательно должно учитывать этот фактор.

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.