Лесная лихорадка

Лесная лихорадка, как и золотая зародилась в США. Ничем не примечательные хвойные пиломатериалы вдруг по волатильности (быстрому изменению цен на десятки процентов) превзошли криптовалюты. С другой стороны, это может свидетельствовать и о начавшемся процессе девальвации доллара США, одной из мировых валют.

В 2020-2021 гг. Чикагская товарная биржа зафиксировала следующие цены на эталонные хвойные пиломатериалы SPF (пихта, сосна, ель), KD, 2х4 дюйма (38х89 мм), длина произвольная, сорт #2 и лучше:
15 апреля 2020 г .: 137 дол. США/м3;
14 сентября: 417 дол. США/м3;
30 октября: 210 дол. США/м3;
22 февраля 2021 г .: 441 дол. США/м3;  
15 апреля: 525 дол. США/м3;
28 апреля: 564 дол. США/м3.

Такой взрывной характер роста цен на каркасные хвойные пиломатериалы, драйвером которого выступила строительная индустрия, вызвал цепную реакцию на мировом рынке пиломатериалов. Одновременно повысились цены и на другие древесные материалы: строганные, клееные, плитные, фанеру. Моментально произошло изменение направлений движения потоков лесоматериалов на мировом рынке. Рынок залихорадило. Основные потоки лесоматериалов устремились в сторону наиболее высоких цен, прежде всего на рынок США. Это оголило запасы древесных ресурсов на других рынках, что привело к значительному повышению цен и в других регионах.

Как говорится, процесс пошел. Ценовой пузырь начал надуваться. Цены в контрактах стали уточняться каждую неделю, от одного уведомления до другого.

Если у поставщиков пиломатериалов цены реализации выросли за год на 383%, то у лесовладельцев Европы и США цены реализации круглых лесоматериалов выросли лишь на 5-10%. Одновременно в Украине цена на хвойный пиловочник ко 2-му кварталу 2021 г. поднялась с 1300 грн/м3 до 3950 грн/м3 или на 304%. То есть в Украине волатильным товаром стал пиловочник, забирая практически всю потенциальную прибыль деревообработки.

Цена на хвойные круглые лесоматериалы в Украине практически сравнялась с ценой на хвойный пиловочник в портах Китая.

Это вызвано полной разбалансировкой лесопромышленного комплекса Украины. Ресурс необработанной древесины раздроблен и его рвут на части как пираньи все желающие на этом заработать. Как только круглый лес стал волатильным, он мгновенно стал спекулятивным товаром, на котором можно заработать хорошие деньги. Моментально ожили перекупщики круглого леса, зарабатывающие на его маржинальности. Если раньше при минимальных для них ограничениях на участие в лесных аукционах они аккумулировали до 20% ресурса необработанной древесины, то сейчас при созданных равных для всех условий и с учетом постоянного роста цен на круглый лес они плодятся как раковые клетки.

Неплохо зарабатывают на круглом лесе и лесопильные предприятия государственных лесных хозяйств, которым хвойный пиловочник обходится по себестоимости, в среднем около 1100 грн/м3, т.е. в 3,5 раза дешевле, чем частным деревообработчикам. Если цена на хвойные каркасные пиломатериалы, KD, уже поднялась в Украине до 300 дол США/м3 на FCA, то можно легко рассчитать сколько они на этом могут заработать. Они и зарабатывают, постоянно увеличивая объемы переработки, в том числе по давальческой схеме. За прошлый год государственными лесопильными предприятиями лесной отрасли было переработано около 2 млн. м3 круглого леса. Если учесть, что рубки главного пользования дают 4-5 млн м3 хвойного пиловочника в год, то с учетом санитарных рубок государственные лесопилки ориентировочно перерабатывают 30-40% заготавливаемого хвойного пиловочного сырья, если не больше. При этом готовую продукцию продают по ценам не на много превышающих коммерческую стоимость исходного сырья. Получается, что недополученную валютную выручку лесные хозяйства компенсируют завышенными ценами реализации круглых лесоматериалов для частных деревообработчиков.

Возникает сразу и моральная тема: почему государственным лесопилкам дефицитный пиловочник достается по себестоимости заготовки, а частным по искусственно взвинченной супервысокой коммерческой цене? Qui bono? (В чьих интересах?) Ну, а где же эти широко рекламируемые равные права новоявленной якобы «прозрачной» торговли для всех участников рынка? АМК молчит, никакого сговора родственных ему правительственных структур не видит.

Не лучше дела обстоят и у других собственников леса, а это примерно четверть общего лесного ресурса страны. Ушли с рынка в кромешную тень такие лесовладельцы, как аграрные, коммунальные и прочие. Если не все, то во всяком случае многие, придали своим лесам статус закрытых лесных латифундий для спецконтингента, играющих по их правилам. Причем это развивается в условиях мирного сосуществования разных систем собственности на лес. Каждый окучивает свои угодья. Своего рода лесной интернационал.

Зато на рынке «остались с носом», но без леса огромное количество мелких и даже средних деревопереработчиков, потенциально теряющие источник своего существования. Многие остановились, некоторые увольняют персонал и распродают оборудование, другие начали собираться мелкими стайками для выяснения причин возникших проблем. Если эти стайки сольются в стаи, то проблемы могут появиться уже у власть предержащих.

Кстати, а чем занимается власть в отношении регулирования лесного рынка?

Работает не покладая рук. Тем более, что круглый лес стал волатильным товаром и открылись широкие возможности для спекулятивных операций, а это прекрасная возможность для пополнения бюджета и не только, причем без особых материальных затрат, всего лишь за счет организационных мер и властных полномочий.

Уже седьмой год разрабатывается проект Закона о рынке древесины. В таком темпе его еще 20 и более лет можно разрабатывать, имитируя вялотекущую якобы креативную деятельность власти. Но в связи с вновь открывшимися обстоятельствами за проект указанного закона взялись мертвой хваткой.

Торговый эксперимент с реализацией необработанной древесины исключительно через электронные аукционы согласно постановлению КМУ № 1178 по большому счету провалился, хотя этот провал публично объявили очередной победой власти. Какого-либо серьезного аналитического отчета не последовало и власть решила «племенного быка» взять за рога и оформить юридически свою пиррову победу. С этой целью Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов разработало альтернативный проект Закона о рынке древесины № 4197-1, провело его через экологический комитет ВР для рассмотрения в июне этого года. При этом профильный комитет заслушал мнения только представителей Міндовкілля и Прозорро.Продажи, без какого-либо учета мнений представителей бизнеса, что можно расценить как сговор.

Главное отличие проекта Закона № 4197 народного депутата Матусевича от альтернативного проекта № 4197-1 Міндовкілля заключается в разной трактовке оферты. Если оферта согласно проекта № 4197 предполагает заключение прямых договоров деревообработчиками в пределах 50% от практически закупленного объема древесины за предыдущий год, то оферта в трактовке проекта 4197-1 может предоставляться покупателю в том случае, если кроме него больше никто не заявился на выставленный лот. Ну и конечно 100% реализация древесины через электронные аукционы. Есть и другие отличия, но указанные является принципиальными. В одном случае покупателю гарантируется обеспечение ресурсом в пределах 50% его потребностей, во втором случае никаких гарантий покупателям не предусматривается. А это уже две большие разницы.

Именно КМУ создал спекулятивную форму торговли круглым лесом, благодаря которой цены на круглый лес взлетели более чем на 300% и при этом лес стал дефицитным товаром.  Глазом не моргнув, власть объявила это реальными рыночными ценами. Если бы торговля круглым лесом продолжалась по прямым договорам, то все деревообработчики были бы с лесом, а рост цен на него составил бы, как и во всем мире, 5-10%, ну максимум 15%. Потому что цену определяли бы персонально продавец и покупатель согласно Гражданскому кодексу. Вместо этого цену стали определять десятки конкурирующих и неизвестных соискателей без какого-либо участия продавцов, но по сценарию организаторов торгов.

А сценарий прост как грабли. 

Остап Бендер знал 400 сравнительно честных способов отъема денег у населения. Міндовкілля придумало 401-й способ самоограбления деревообработчиков. С каждой ставкой они отдают свою потенциальную прибыль продавцу, пока она не опустится до нуля или не уйдет вообще в минус. Причем покупатели в соответствии с установленным регламентом торгуются с азартом, доходящим до остервенения. В результате, те, кто не вкладывают ни гроша в деревообработку получают всю потенциальную прибыль деревообработчиков. Конгениально! Теперь этот статус-кво хотят закрепить на законодательном уровне и создать нечто вроде авторитарного уклада в отдельно взятой отрасли. Западные лесовладельцы такому космическому росту цен могут только позавидовать. У них-то подобное в принципе невозможно, так как торговля идет по прямым договорам и для поднятия цен необходимо обоюдное согласие продавцов и покупателей.

Еще в Кабмине обсуждается необходимость в конце июля рассмотреть вопрос отмены моратория на экспорт круглого леса в Евросоюз, который недавно признал, что они обнаружили ошибку в оценке якобы излишне высокого увеличения заготовки круглого леса в Европе за последние годы на 69%, что инициировало на практике уменьшение заготовки леса и введение на неё ограничений. Оказывается, техника и методология подвели и увеличение произошло лишь на 6%. То есть Евросоюз может смело наращивать свою заготовку леса, без опасений за его устойчивость в таких объемах, что может еще и Украине помочь с экспортными поставками леса, который в два раза дешевле украинского. Ведь та же Германия, сколько импортирует круглого леса, столько же его и экспортирует.

А вот если бы власть освободила импортные поставки круглого леса в Украину от НДС, то лесная лихорадка моментально прекратилась бы, рынок нормализовался, а власть в долгосрочной перспективе только бы выиграла. Это только один фактор, а есть и множество других, способствующих развитию, а не прозябанию. Использование всех этих факторов принадлежит исключительно верховной власти страны. Все указанные выше проблемы органы государственной власти могут легко решить и не допускать всевозможных лихорадок, так как это в их компетенции, а не «кошмарить» своих же граждан.

Год назад группа народных депутатов Верховной Рады устроила флешмоб под девизом: «Имею право на ошибку». Право на ошибки – это признак слабой власти, а вот сильная власть должна не допускать ошибок. Для этого у нее есть все возможности и полномочия. Как говорил Наполеон Бонапарт: «Слабость верховной власти — самое страшное из народных бедствий».

6 коментарів

  • На мой взгляд… Главная ошибка ВСЕХ, участвующих в обсуждении, в том, что они приспосабливают свои рекомендации к существующему лесному праву, которое содержит массу глупостей и ошибок…

    Украина могла писать свои законы с чистого листа. Так получилось, что из писали люди, объективно малограмотные, пришедшие к лесной власти, через Партбюр КПСС …и привычки книжки читать не имеющие…(Конечно, были яркие исключения, к примеру Брежнев или Конончук, но они законов не писали…Это делали Ведмидь, Ткач, Марчук и их многочисленные сателиты, которые без “козы” страницы текста не напишут. Я осознанно не называю Самоплавского и Шершуна: они лесные законы не писали, – они их “протаскивали” через горнило ВР, представляя интересы Гослесагентства, как верноподданные наёмники, отрабатывающие свой гонорар) Сколько ещё отрасль, лес и народ будут страдать от этой коллективной тупости, жадности и не умения предвидеть последствия своих решений?

    Я глубоко уважаю всех участников обсуждения, но сегодня ни с кем не согласен. Государство с 2014 года не может решить вопрос регулирования рынка древесины… Это не случайно, и это не тупость сегодняшних исполнителей… Это правовые МИНЫ доставшиеся в наследство…

    Я давно пытаюсь объяснить ВСЕМ то, что косметические решения ничего не исправят. Их лоббируют те, кто ещё недоворовал… Кстати, хочу сказать уважаемому ЮБ: его “оптимизация” – тоже косметика, причем очень ядовитая: кожа с отрасли может слезть…

    Украна, как государство, имеет младенческий возраст. Если она не сможет пересматривать свои политические и экономические взгляды по мере взросления, то ничего хорошего не будет. Это касается и лесного права, и лесной отрасли….

    https://www.youtube.com/watch?v=lHJRCGE_Ock

  • Firman_ua

    Простое решение в виде запрета или моратория, не может дать позитивный результат. Чтобы свести к минимуму корупцию, воровство и злоупотребление нужно просто поставить всех в равные условия, оптимизировать процесы и вести прогрествную кадровую политику с соответствующей оплатой труда. Лесная охрана должна заниматся – охраной; лесоводы – должны заниматся выращивание и повышение целевых качеств; менеджеры по продажам – реализацией; заготовительные бригады – заготовкой; логисты – транспортировкой и т.д. Руководство же предприятия должно понимать что все этапы и сферы ведения лесного хозяйства одинаково важны, не “у него самая большая заготовка дадим ему машину”, “этот сделал самую большую реализацию дадим ему звание”, а “у этого больше всего пожаров дадим ему выговор”.

  • repair les

    Запретить лесхозам собственную переработку не вариант. Есть лесхозы с переработкой на уровне цеха ремонтной бригады, а перерабатывают в месяц не одну тысячу кубометров по схеме давальческого сырья.
    Нельзя запрещать. Необходимо законодательно “поставить” всех в одинаковые условия. Переработка лесхозов должна быть рентабельна, ведь предприятие государственное. Сегодны списав пиловочник сосновый на переработку по 700 грн./м3 лесхоз имеет 10-15% рентабельности , а купив по рыночной цене 2000 грн./м3 получит 150% убытков.
    Убыточность этой афёры для всех очевидны. Только почему государство это не видит?
    Наверное действительно продукция лесозаготовок по истине общенародное богатство ( ресурс). Кто только на нём не “греет руки”: лесники, силовики всех служб, экологи, таможенники, депутаты всех уровней, активисты, блогеры, биржи, перекупщики-торгаши, переработчики, да и просто житель лесного района в ночное время. В убытке только государство не желающее менять систему безконтрольного воровства в отросли.

  • Isachenko

    Ніколи, шановний repair les, галузь не мала і зараз не має права розпорядження лісовим ресурсом. У лісгоспів є право користування лісовим ресурсом. Інші юридичні суб,єкти галузі – теруправління, ДАЛРУ, наукові структури – взагалі на лісовий ресурс не мають жодних речових прав. Вже навіть усі галузеві сенсеї зрозуміли, хто є його розпорядником.
    Певно, Ви мали на увазі не лісовий ресурс, а лісоматеріали, тобто продукцію лісозаготівель. Але тут у всіх прихильникіів експропріації і заборони облом – ця продукція не просто у розпорядженні, а у власності лісгоспів (знову ж – усі решта до неї не мають юридично ніякого речового відношення). Право власності у нас непорушне. Тож лісгоспи мають повне право розпоряджатися заготовленими ними лісоматеріалами на свій виробничий розсуд, у тому числі забирати їх на потреби своїх деревопеперобних цехів.
    Вирішення ж проблеми спрямування на ринок всього обсягу лісозаготівель просте, як колода. Просто у лісгоспів потрібно забрати можливість деревопереробки. Потреба у лісоматеріалах відпаде у них сама по собі. Можна ще радикальніше – забрати у лісгоспів бензопилу, про що давно говориться, залишивши їм право продажу лісосічного фонду. Але цей варіант одразу викликає у аксакалів шквал обурення.
    Словом, є варіанти швидко врегулювати питання. Було б бажання і розуміння.

  • repair les

    Найболее показательно, что ситуацию с злоупотреблениями за счёт собственной переработки лесхозов и с “давальческими схемами”, все прекрасно знают. Не есть тайной для власти и суммы средств , которые идут мимо государственной казны. Однако власть молчит, значит представителям власти это выгодно, в первую очередь персонально.
    Ведь мы видим какие серенады, во славу начальникам облуправлений, “поют” отдельные депутаты и понимаем, что не безплатно.
    Рынка лесоматериалов в Украине нету, а с нынешними властьимущими думаю и не будет. Наверное скоро опять начнут бросать в мусорные баки руководителей отрасли, как было с Шершуном. Повидимому это единственный метод достижения хоть какой-никакай справедливости.
    Не думал, что когда небудь это скажу, но у отрасли действительно необходимо забрать право распоряжения лесным ресурсом. Желаеш получить сырьё ? Пожалуйста, на общих основаниях и по рыночным ценам.
    Представляете, как для переработчиков было-бы спокойней если-бы на торги дополнительно поступило 2-3 милиона кубометров пиловочника хвойного. Уверен и цена была бы настоящей рыночной. Возможно мечты сбываются.

  • Дорогой Валерий Иванович! Спасибо за работу. Выражаю свою благодарность и восхищение… Горжусь давними дружескими отношениями…

    Рекомендую отослать в Зеркало недели.

    Очень интересно как пойдет обсуждение. Многое хочется сказать, подчеркнуть и подтвердить,но… не хочу перебегать дорогу тем, кого Ваша статья непосредственно касается…

    Сегодня разместил пару материалов на ореnforest_pro практически на туже тему, но по Германии. Обязательно посмотрите.

Comments are closed.

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.