Государственное управление лесами Польши

Рассматривается государственное управление лесами в Польше.

Проанализирована динамика состояния лесных ресурсов страны, объёмов их заготовки и цен на древесную продукцию. Особое внимание уделено структу­ре и функциям органов управления государственными лесами Польши и их со­трудничеству с частными владельцами лесов. Результаты управления лесами определяются состоянием лесных ресурсов, динамикой их изменения, объёмами заготовки древесины с учётом цен на неё и специализацией Польши на выпуске конечной продукции из древесины.

Цель статьи – изучение опыта и резуль­татов управления лесами в Польше. Поскольку польские и российские леса имеют некоторые общие черты (природно-кли­матические условия соседних регионов, истори­ческую общность) и схожий уровень развития лесного хозяйства, успешный опыт ведения хозяйства в одной из них может стать примером для другой. Наиболее значимым и сближающим наши страны условием является преобладание государственной собственности на леса, что обеспечивает возможность централизованного управления лесами и привлечения финансовых средств из нескольких источников (доходы, дота­ции, объединённые фонды).

Для достижения поставленной цели решали следующие задачи:

1)анализ состояния лесных ресурсов Поль­ши (их динамика и структура) в сравнении с дру­гими странами;

2)изучение структуры форм собственности на леса Польши и методов управления, применя­емых в лесах разных форм собственности;

3)изучение структуры и функций управле­ния государственными лесами Польши;

4)анализ объёмов и структуры продаж древесины (с учётом цен на неё), а также вос­производства лесов, специализации Польши на производстве и экспорте конечной продукции из древесины (на примере производства мебели).

Для решения поставленных задач использо­вана статистическая информация лесного порта­ла Государственного информационного центра по лесам Польши.

По данным Всемирного банка, в 2016 г. по площади лесов Польша занимала 53 место в мире и 9 место среди европейских стран после России, Швеции, Финляндии, Испании, Франции, Норве­гии, Германии, Украины [1].

Це зображення має порожній атрибут alt; ім'я файлу r1.jpg

Площадь лесов в Польше составляет 9,2 млн га, это 29,6 % площади страны [2]. Лесистость имеет близкое к среднемировому значение (30,8 % общей площади суши в мире за исключением Антарктиды) [1]. По данным Центрального статистического бюро Польши, ле­систость страны постепенно возрастает (рис. 1) [3]. К 2050 г. планируется довести этот показа­тель до 33 %. Работы по облесению территории Польши осуществляются в рамках Национальной программы по увеличению площади лесопокры­тых земель, которая предусматривает оценку естественных условий с учетом возможности об­лесения непродуктивных земель (заброшенных, необрабатываемых и неиспользуемых) и сельско­хозяйственных угодий низкого качества.

Хвойные леса занимают 68,4 % площади лесных земель страны. Изменение соотношения хвойных и лиственных пород в лесах Польши за 1945-2017 гг. приведено на рис. 2 [2].

В отдельные категории выделяют леса на возвышенностях (6,5 %) и горные леса (8,6 % площади лесов). Наиболее распространенной древесной породой является сосна: она занимает около 60 % площади лесов. В горных западных районах преобладает ель, а в восточных – ель с буком. Доминирование сосны обусловлено управлением лесами в прошлом, когда посадка монокультур осуществлялась в связи с высоким спросом промышленности на древесину. Однако такие леса оказались недостаточно устойчивыми к климатическим факторам и становились очага­ми распространения вредителей [2].

Доля других пород, в основном лиственных, в польских лесах постоянно возрастает. Отказав­шись от традиции производства монокультур, лесники Польши адаптируют породный состав древостоев к естественному для конкретной об­ласти. Благодаря этому в 1945-2014 гг. площадь лиственных насаждений в государственных лесах увеличилась с 13 до 23,8 %. В среднем во всех лесах Польши независимо от вида соб­ственности лиственные насаждения занимают около 32 %. В результате проводимой политики по формированию естественного породного со­става насаждений в лесах всё чаще встречаются дуб, ясень, клен, вяз, а также береза, бук, ольха, тополь, граб, осина, липа и ива [2].

В возрастной структуре древостоев преоб­ладают насаждения в возрасте от 40 до 80 лет; средний возраст – 60 лет. Доля древостоев старше 80 лет увеличилась с 0,9 млн га (1945 г.) до более 2 млн га (2017 г.) [2]. Древостои в возрасте более 100 лет занимают 13 % площади государственных лесов, в частных лесах – 3,6 %. Доля не занятых лесными насаждениями земель в государствен­ных лесах составляет 2,7 %, частных – 5,5 % [3].

Объём заготавливаемой древесины в стране определяется на основе экологических нормати­вов и результатов научных исследований и ука­зывается в 10-летних планах лесопользования, утверждаемых министром окружающей среды. В среднем объем ежегодной заготовки древеси­ны составляет 55-60 % ежегодного прироста. Благодаря такой политике запас древесины в стране за полвека увеличился в 2 раза (2019 г. – 2,5 млрд м3, в том числе в государственных лесах – 1,95 млрд м3), что вывело Польшу на 5-е место в Европе по этому показателю. Вся заготовленная в польских лесах древесина сертифицирована по международным стандартам FSC и PEFC [4].

Средний запас в государственных лесах постоянно возрастает: в 1991 г. – 190 м3/га, в 2011 г. – 254 м3/га, в 2019 г. – 280 м3/га [4]. В соответствии с международной статистикой, польские леса являются одним из лидеров по среднему запасу древесины в Европе: их средний запас в 2 раза выше, чем в лесах других стран Западной Европы [4].

По форме собственности леса страны де­лятся на государственные (80,7 %) и частные (19,3 %). Государственные леса, в свою очередь, подразделяются на леса, управляемые государ­ственным казначейством (79,8 %), и гминные леса (0,9 %), являющиеся собственностью во­лостей (польск. gmina – волость, наименьшая административная единица Польши). В состав лесов, управляемых государственным казначей­ством, входят национальные парки, территория которых составляет 185,6 тыс. га, или 2 % общей площади лесов страны [5, 6]. Большую часть лес­ной территории занимают государственные леса (7,46 млн га), из которых 7,11 млн га находятся в ведении Государственного лесного холдинга «Государственные леса» (PGL LP – Panstwowe Gospodarstwo Lesne «Lasy Panstwowe») [2, 6]. Го­сударственный лесной холдинг Lasy Panstwowe (LP) осуществляет ведение хозяйства на 25 % территории страны и на 76,9 % площади всех лесов [5, 6]. Он является крупнейшей органи­зацией в Европейском союзе, управляющей лесами, принадлежащими казначейству Поль­ши. В государственных лесах работают 25 тыс. сотрудников холдинга [7].

Государственный лесной холдинг является организационной единицей без правосубъект­ности, т. е. юридической возможности выступать субъектом правоотношения. Основным докумен­том для PGL LP является Закон о лесах от 28 сен­тября 1991 г., который устанавливает принципы управления всеми лесами Польши [8].

Структура организации PGL LP зафиксирована в уставе 1994 г. и предусматривает трёхуровневую модель управления государственными лесами [8]:

генеральный директор – назначается министром окружающей среды и управляет всей организацией, издавая решения и распоряжения. В подчинении генерального директора находятся Генеральная дирекция государственных лесов, а также Коллегия государственных лесов – кон­сультативный орган;

региональные управления (17 единиц). В их задачи входит наблюдение за подчиненными подразделениями и координация деятельности на их территории;

лесные инспекции (430 единиц) /надлесничества М.П./. Они управляют лесным хозяйством на основе плана управления лесами, а их руководители отвечают за состояние лесов на своей территории [8];

В помощь основным управленческим структурам создано несколько вспомогательных организаций, работающих по всей стране или в регионах:

* Государственный информационный центр по лесам – публикует журналы и литерату­ру для студентов, преподавателей и специ­алистов, ведет веб-сайт LP, управляет основной фан-страницей LP, контролирует производство фильмов, занимается про­движением и организацией мероприятий.

* Центр координации экологических про­ектов координирует экологические про­екты государственных лесов, реализует программы для Оперативной программы «Инфраструктура и окружающая среда», анализирует возможности получения по­мощи для лесного сектора.

* Костржицкий лесной генный банк со­бирает и хранит генетические ресурсы деревьев и кустарников, проводит иссле­дования по защите ресурсов, производит биопрепараты.

* Лесной культурный центр в Голухове управляет Лесным музеем, содействует творчеству лесников и их образованию.

* Центр лесной техники в Яроцине произ­водит лесозаготовительные машины.

* Государственный центр развития и реа­лизации лесов в Бедоне внедряет новые технологии в лесах, проводит тренин­ги и курсы, занимается издательской деятельностью.

* Предприятие информатики государствен­ных лесов создает программное обеспече­ние и базы данных.

Государственный лесной холдинг (PGL LP) работает на самофинансировании. Доходы холдинга PGL LP складываются от деятельности лесных инспекций, генеральной дирекции, ре­гиональных управлений и прочих организаций компании. Холдинг также получает бюджетные дотации, доля которых не превышает 2 % посту­плений [5]. Отдельные проекты PGL LP финанси­руются Европейским союзом.

Недостаток средств на финансирование расходов холдинга покрывается за счет Лесного фонда, который является внутренним фондом PGL LP и создан для выравнивания финансовых возможностей лесных инспекций, работающих в разных природных и экономических условиях. Лесные инспекции, находящиеся в устойчивом финансовом состоянии, вносят в Лесной фонд излишки, которые затем используют другие подразделения. Благодаря этой модели средства от продажи древесины направляют на решение других задач лесного хозяйства, а содержание государственных лесов не обременяет государ­ственный бюджет.

Лесной фонд также финансирует другие про­екты, в том числе общенациональные, например: образование, научные исследования, создание лесной инфраструктуры, подготовка планов управления лесами. Благодаря созданию Лесного фонда в Польше стало возможным самофинан­сирование управления государственными леса­ми. Его распорядителем является Генеральная дирекция.

Холдинг «Государственные леса» взял на себя миссию заботиться о биологическом разнообра­зии лесов, защищать леса от стихийных бедствий, насекомых, болезней деревьев, пожаров, загряз­нения, а также от последствий браконьерства или вандализма. Данный холдинг не только заботится о природе, но и даёт возможность использовать природные ресурсы безопасно для потребителей и самих лесов. Государственный лесной холдинг следит за тем, чтобы управление лесным хозяй­ством, которое поставляет на рынок универсаль­ное экологическое сырье, а именно древесину, осуществлялось в соответствии с принципами устойчивого развития с учетом всех функций, выполняемых лесами. Это подтверждают и меж­дународные сертификаты региональных управле­ний государственных лесов [7].

Одна из основных задач PGL LP – обеспечить доступность лесов для всех членов общества. В государственных лесах предлагается богатый выбор видов отдыха в лесу. Туризм в государ­ственных лесах процветает благодаря хорошо налаженной инфраструктуре (центры отдыха, домики и комнаты для гостей) [7].

Лесники холдинга PGL LP хорошо знают местные леса, их историю, природные ценности и другие свойства. Они участвуют в образова­тельных и рекламных мероприятиях, которые позволяют гражданам страны лучше узнать этот важный элемент национального наследия. С дан­ной целью PGL LP публикует книги, периодиче­ские издания и брошюры для населения, поддер­живает информационный веб-сайт www.lasy.gov. pl. Для детей, подростков и учителей работники PGL LP подготовили лесной портал «Las Rysia eRysia» (www.erys.pl). Сотрудники PGL LP осу­ществляют шефство над школами на протяжении многих лет. Совместно с неправительственными организациями PGL LP организует единичные и постоянные акции для расширения знаний о лесе, природе и экологии. Государственный лесной холдинг работает с научными центрами для поддержки исследований в области лесного хозяйства [7].

Холдинг объединяет традиции государ­ственных лесов с последними достижениями науки и техники. С его помощью в производство внедряется новейшее поколение лесозаготови­тельных машин, измерительного, контрольного оборудования и других рабочих инструментов, которые обеспечивают безопасность, скорость и эффективность лесохозяйственной деятельно­сти. Большое значение PGL LP придаёт использо­ванию ИТ-инструментов. Лесоматериалы из госу­дарственных лесов можно купить через интернет на портале лесного хозяйства и в приложении e-timber [7].

Государственная информационная систе­ма по лесам, собирающая и обрабатывающая данные, поддерживает управление лесами, бизнес-планирование и надзор. В Польше дей­ствует Банк лесных данных (BDL – Bank Danych o Lasach) – обширная ИТ-система, которая соби­рает, обрабатывает и обменивается информаци­ей о лесах всех форм собственности. Банк предо­ставляет информацию для нужд официальной, национальной и международной статистики, а также планирования ведения хозяйства [9].

Банк лесных данных собирает информацию из документации по управлению лесами всех форм собственности, налоговых отчётов, фито­социологических исследований среды обитания, государственного кадастра лесных угодий, управ­ления охотой, информацию о лесных пожарах и много другой информации, касающейся лесов. Он предоставляет свои ресурсы через лесной правительственный веб-сайт www.bdl.lasy.gov. pl. Основными элементами банка являются ин­терактивная карта и поисковый список. В этой системе публикуются ежегодные отчёты о со­стоянии лесов, подготовленные Центральным статистическим управлением Польши, и отчёты, формируемые в рамках работы Банка лесных дан­ных. В рамках его портала есть система автома­тической загрузки данных о текущих изменениях на лесных участках при управлении отдельными лесными районами PGL LP [9].

Руководство холдинга «Государственные леса» не ограничивает свою деятельность только экономической стороной. У лесов есть еще много свойств, которые являются важными для страны, в том числе влияние леса на климат, защиту почвы, здоровье людей и т. д. В Польше придер­живаются мнения, что только государство, как владелец, может рационально управлять лесами, чтобы усилить все экономические, природные и культурные выгоды от них для страны. «Госу­дарство, существование которого не измеряется возрастом человеческой жизни, призвано за­ботиться о существовании нации и страны как сегодня, так и завтра» [7].

За 1990-2017 гг. доля частной собственности на леса в Польше возросла до 19,3 %. Ожидается, что площадь негосударственных лесов в ближай­шие годы достигнет 20 % общей площади лесов страны [10].

Среди предприятий, работающих в лесном секторе, 99 % – частные компании. Среди них есть крупные корпорации с иностранным капиталом, а также крупные и средние местные компании. Большая часть частных компаний (92 %) – это небольшие предприятия численностью менее 10 человек. Зачастую они представлены семейным бизнесом, развивающим традиции разных поко­лений, связанные с лесным хозяйством. Лесная и деревообрабатывающая промышленность, а также сельское хозяйство являются основой содержания сотен тысяч семей. До 60 % всех ра­бочих мест в лесном секторе Польши приходится на сельскую местность [11].

Обязанности и права частных лесовладельцев гарантируют положения Закона о лесах (1991). Управление в частных лесах осуществляется соб­ственниками в соответствии с упрощенным пла­ном управления лесами или решением старосты, принятым на основе инвентаризации лесов. В этих документах также указывается объем допустимой заготовки древесины в данном районе [10].

Староста осуществляет надзор на территории управляемой им административно-территори­альной единицы за лесопользованием в лесах, не принадлежащих Государственному казначейству, и контролирует управление частными лесами. Он выполняет надзорные функции по отношению к физическим и юридическим лицам, владеющим лесами, для выполнения обязательств, возложен­ных на этих лиц в соответствии с Законом о лесах.

Владелец частного леса по закону может запретить въезд на свою территорию, обозначив это соответствующими объявлениями, но это право обычно не используется [10].

В большинстве случаев (более 70 %) староста поручает надзор за лесопользованием в частных лесах лесникам из государственных лесов, заклю­чив соответствующее соглашение с лесной инспек­цией [10]. Лесник обязательно имеет среднее или высшее лесное образование и руководит работой лесной инспекции, используя знания в области биологии, метеорологии, геодезии, географии, строительства, правовых норм, касающихся лес­ного хозяйства и охраны природы, а также прин­ципов и методов управления [12].

В соответствии с положениями Закона о лесах (1991) [13] службы управления государствен­ными лесами обязаны оказывать консультации и помощь частным лесовладельцам в управлении лесами. Лесники поддерживают частных лесо­владельцев своими знаниями и опытом для улуч­шения управления лесами в целом. С этой целью лесники из государственных лесов могут осущест­влять следующие функции в частных лесах:

* консультирование частных владельцев об управлении лесами;

* организация рубок;

* выполнение за счет владельцев мер по борьбе и защите в их лесах, если обнару­жены вредные организмы, угрожающие устойчивости лесов;

* организация хозяйственных работ в лесу (в том числе продажа древесины) на осно­вании договора с лесовладельцем;

* составление общих отчетов о состоянии лесов и ведение банка данных о лесах;

* оказание финансовой помощи частным ле­совладельцам в случае ураганов, наводне­ний или других стихийных бедствий [10].

Большой проблемой ведения хозяйствен­но-защитных мероприятий в частных лесах является чрезмерная фрагментация лесных участков и неорганизованность их владельцев. Это особенно мешает проведению лесозащитных мероприятий, поскольку для вредных организ­мов границы собственности не являются препят­ствием. Такие же проблемы возникают в области противопожарной защиты лесов и нелегальной заготовки древесины [10].

Успехи Польши в управлении лесным хозяй­ством способствуют развитию лесоперерабаты­вающей промышленности.

Основным поставщиком древесины на польский рынок являются государственные леса, которые покрывают более 90 % спроса лесной промышленности и населения.

Общий объём продаж древесины в Го­сударственном холдинге (PGL LP) составил: в 1990 г. – 17 млн м3, 2000 г. – 25,8 млн м3, 2010 г. – 33,7 млн м3, 2015 г. – 38,4 млн м3, 2018 г. – 44,2 млн м3 [4]. Объем продаж древесины постоянно увеличивался (с 1990 по 2018 г. – более чем в 2 раза).

Возрастание объемов заготовленной древе­сины было связано с ликвидацией последствий урагана, который уничтожил более 80 тыс. га леса, в основном в Померании, Кашубии и Ве­ликопольском [4]. В общем объеме заготовок древесины примерно половина приходится на промежуточные рубки.

Воспроизводство лесов в Польше осущест­вляется преимущественно путём посадки леса. Ежегодно работники лесной службы высажи­вают около 500 млн саженцев [4]. Вместе с тем наблюдается увеличение доли естественного возобновления лесов: в 1976-1980 гг. – 3,4 %, в 1991-1995 гг. – 6,5 %, в 1996-2010 гг. – 10,5 %, в 2011-2017 гг. – 13,6 % общей площади лесовос­становления [14].

Более 90 % доходов государственных лесов обеспечивается продажей древесины. Это гаран­тирует их финансовую независимость и позволяет выполнять многочисленные задачи в интересах польских лесов и их пользователей без использо­вания денег налогоплательщиков (в отличие от многих других европейских стран) [4].

В Польше используют свои принципы обо­значения древесины. Обычно древесина делится на три основные группы [15]:

  1. крупногабаритная древесина (W – wielkowymiarowe);
  2. древесина средних размеров (S – sredniowymiarowe);
  3. малогабаритная древесина (М – malowymiarowe).

Древесина общего назначения (drewno „ogolnego przeznaczenia“) имеет обозначение (0), чтобы отличать её от классов древесины специ­ального назначения. Древесина специального назначения имеет самое высокое качество и де­лится на три класса [15]:

  1. древесина для производства строганого шпона (WA1);
  2. древесина для производства лущёного шпона (WB1);
  3. древесина для телекоммуникационных опор (WC1).

Классы качества A, B, C ранжируют древеси­ну в порядке возрастания качества. Параметрами качества являются: количество и внешний вид сучков, кривизна, окраска дерева, гниль, ходы от насекомых [15].

Классы толщины (1, 2, 3) классифицируют древесину по диаметру, измеренному на середи­не длины бревна [15]:

  1. – срединный диаметр до 24 см;
  2. – срединный диаметр 25-34 см;
  3. – срединный диаметр 35 см и выше.

При этом класс качества «А» не имеет класса толщины «1» [15].

В статье для анализа статистических данных используются следующие группы древесины:

  • WO – крупногабаритная древесина обще­го назначения в виде хлыстов;
  • WK – крупногабаритная древесина в виде бревен (К – klod);
  • WB1 – крупногабаритная древесина для производства лущеного шпона, класс ка­чества В, класс толщины «1»;
  • S2A – древесина среднего размера про­мышленного и общего назначения, класс качества A;
  • S2B – древесина среднего размера, ис­пользуемая для механической обработки, класс качества B.

В табл. 1 приведены объёмы продаж дре­весины лиственных (бук, берёза, дуб, ольха) и хвойных пород (сосна, ель) за 2014-2018 гг. [16, 17]. Распределение древесины хвойных и лиственных пород в общем объёме продаж из государственных лесов Польши представлено на рис. 3 [16, 17].

В структуре продаж древесины из государ­ственных лесов более 80 % составляют хвойные породы, их доля увеличилась с 80,2 % в 2014 г. до 82,6 % в 2018 г. Доля в продажах древесины лиственных пород снизилась с 19,8 % в 2014 г. до 17,4 % в 2018 г., несмотря на то что объём продаж древесины лиственных пород за этот период не­много возрос (на 0,6 млн м3) [16, 17].

Динамика продаж древесины хвойных и ли­ственных пород по группам представлена на рис. 4 и 5 [16, 17].

Древесина хвойных пород продавалась в ос­новном в виде штабелированной древесины сред­него размера промышленного и общего назначе­ния (группа S2A) и хлыстов (группа WO). Объем продаж круглой древесины в виде брёвен (группа WK) постоянно растёт. Количество продаваемой древесины среднего размера (группа S2B), ис­пользуемой для механической обработки, с 2014 по 2018 г. выросло незначительно.

В структуре продаж лиственной древесины отсутствует группа WK. Основными группами при продаже древесины лиственных пород являются S2A и WO, объём которых медленно растёт. Объёмы продаж древесины из государствен­ных лесов в 2014-2018 гг. в разрезе древесных пород и групп показаны в табл. 2 [16, 17].

Из данных табл. 2 видно, что древесина хвойных пород (сосны и ели) преобладает во всех группах, кроме группы WB1. При этом доля древесины лиственных пород в общем объёме продаж год от года уменьшается, а доля хвойной увеличивается. С 2014 по 2018 г. объёмы прода­жи древесины сосны в несколько раз превысили объёмы продажи древесины ели. В производ­стве фанеры наиболее востребована древесина берёзы.

В группе WK (крупная древесина в виде бревен – лесоматериалы круглые хвойных пород) продаются только сосновые и еловые брёвна (рис. 6) [16]. При этом объёмы продаж древе­сины сосны год от года растут и превышают тот же показатель для ели за 2018 г. в 10,6 раза, 2017 г. в 7,7 раза, 2016 г. в 6 раз, 2015 – в 4,8 раза, за 2014 г. в 7,3 раза.

 

Анализ среднегодовых цен на древеси­ну, проданную из польских государственных лесов в 2014-2018 гг., в разрезе древесных пород и групп представлен в табл. 3. В этот период цена 1 м3 древесины находилась в интервале от 124 до 702 злотых. Во всех группах самая высокая цена сформировалась на древесину дуба. Максималь­ный отрыв цены дуба в 3,4 раза от остальных пород наблюдался в 2018 г. Наиболее дешёвой на протяжении рассматриваемого периода была древесина ольхи [16, 17].

Надпись: ТАБЛИЦАЗ. ДИНАМИКА СРЕДНЕГОДОВЫХ ЦЕН ЗА 1 М3 ДРЕВЕСИНЫ, ПОЛЬСКИЕ ЗЛОТЫЕ
ГОД	СОСНА	ЕЛЬ	БУК	ДУБ	БЕРЁЗА	ОЛЬХА
	Группа WO -	крупногабаритная древесина общего назначения - хлысты	
2014	248	272	196	492	192	200
2015	250	267	205	553	196	204
2016	249	262	210	642	195	196
2017	259	268	219	696	204	206
2018	259	263	220	702	205	207
Группа WK - крупногабаритная древесина - брёвна
2014	253	294	-	-	-	-
2015	251	290	-	-	-	-
2016	240	274	-	-	-	-
2017	249	283	-	-	-	-
2018	236	267	-	-	-	-

В Польше средняя цена 1 м3 древесины сосны колеблется от 180 злотых (2 600 руб.) за кру­глые лесоматериалы диаметром от 7 до 20 см до 300 злотых (4 300 руб.) за сортименты большего диаметра. Для польских деревообрабатывающих предприятий стоимость древесины будет выше за счёт затрат на доставку сырья. Стоимость до­ставки древесины на расстояние от 25 до 120 км при использовании собственного автомобиль­ного транспорта составляет около 40 злотых (580 руб.). Это выше стоимости доставки сырья в России [18].

За 2014-2019 гг. цена дуба в группе WO вы­росла на 40 %, а цены на древесину других пород изменились незначительно (рис. 7).





Рис. 7. Средняя цена древесины за i м3 в группе WO в 2014­-2019 гг., польские злотые

Аналогичная динамика цен наблюдается в группе S2B (древесина среднего размера, ис­пользуемая для механической обработки).

Цены на крупную древесину в виде бревен за рассматриваемый период снизились: на сосну – на 2,8 %, на ель – на 13 % (рис. 8).

Рис. 8. Средняя цена древесины за i м3 в группе WK в 2014­2019 гг., польские злотые

Динамика цен на древесину среднего разме­ра промышленного и общего назначения (груп­па S2A) по всем породам была более сложной (рис. 9).

Наблюдалось падение цен на древесину всех пород в 2015 г., а затем постепенный рост цен. При этом цена на бук и сосну поднялась к 2019 г. до более высокого значения по сравнению с 2014 г., а для остальных пород цена оказалась ниже, чем в 2014 г.

В 2017 г. на долю Польши пришлось 1,19 % мирового производства необработанной древесины, а на душу населения – 1,16 м3 (табл. 4). Для сравнения: в России значение этого показателя составило 1,34 м3, а среднеми­ровое значение – 0,5 м3 [6, с. 311-313].

В 2017 г. из объёма древесины промыш­ленного назначения объём балансовой древе­сины составил 21,2 млн м3, объём пиловочника и шпона – 17,9 млн м3.

Объём производства древесины промышлен­ного назначения на душу населения в Польше со­ставил 1,02 м3. Для сравнения: в России значение этого показателя составило 1,24 м3, а среднеми­ровое значение – 0,25 м3.

Объёмы производства основных видов дре­весной продукции в Польше в 2017 г. приведены в табл. 5 [6, с. 314-315].

Польша занимает сильные позиции в про­изводстве лесной продукции даже в сравнении с производством в России, несмотря на большую разницу в площади лесов (см. табл. 5). Площадь лесов Польши (92 тыс. км2) в 12,5 раз меньше, чем России (11,5 млн км2), а разница показателей доли стран в мировом производстве всех видов лесной продукции значительно ниже.

Успешность ведения лесного хозяйства долж­на отражаться на производстве конечной потре­бительской продукции с высокой добавленной стоимостью. Передовые места Польша занимает

в мировом производстве изделий из древесины – мебели, оконных и дверных изделий, яхт, бумаги и упаковки [11].

По данным Центрального статистического управления Польши, в лесной промышленности функционируют 64 тыс. компаний. В деревоо­брабатывающих компаниях работают 345 тыс. человек [11]. По данным за 2016 г., Польша обе­спечивает 3 % мирового производства мебели и входит в десятку крупнейших производителей. Доля России в общемировом производстве мебели составляет 0,7 %. Польша также входит в пятерку основных экспортеров мебели, уступая Китаю (28 %), Италии (6 %), Германии (6 %), но обгоняя Вьетнам (4 %). На долю Польши прихо­дится 6 % мирового экспорта мебели [19-21].

В 2018 г. стоимость производства мебели в Польше превысила 49 млрд злотых, а стои­мость экспорта приблизилась к уровню 47 млрд злотых в год [11]. С 2010 г. экспортные продажи польской мебели увеличивались на 7-11 % в год. Находясь на четвёртом месте в рейтинге миро­вых экспортёров мебели по стоимости экспорта, Польша достигла второго места в мире по массе экспортированной мебели в килограммах [22].

Лесной сектор в польской экономике игра­ет важную роль, ежегодно он составляет 2,3 % ВВП. По данным Центрального статистического управления Польши, в лесной отрасли занято 2,5 % работающих, т. е. каждый сотый житель Польши работает в отрасли, связанной с лесным хозяйством и переработкой древесины. Лесное производство не только дает рабочие места сот­ням тысяч людей, но и является движущей силой для инвестиций и развития инновационных тех­нологий. С начала трансформации эта отрасль привлекла иностранный капитал на сумму более 30 млрд злотых [11].

При государственной собственности на леса (80,7 %) лесному холдингу удалось наладить сверхэффективную систему управления леса­ми. В условиях финансовой независимости от государственного бюджета компания успешно работает, осуществляя устойчивое ведение лес­ного хозяйства и получая прибыль. Государствен­ная компания является, по сути, монополистом на рынке круглых лесоматериалов, конкурирует с небольшим числом частных компаний. В сферу ее деятельности входят заготовка и продажа круглых лесоматериалов, строительство дорог, вывозка древесины, охрана лесных земель, лесо­восстановление, семеноводство и уход за лесом.

В условиях глобализации лесного хозяйства и обострения глобальных экологических проблем необходимо искать новые формы организации управления лесным хозяйством и взаимодей­ствия всех сторон, заинтересованных в лесных ресурсах.

Перед лесными странами стоит двойствен­ная проблема управления лесами. С одной стороны, необходимо удовлетворить растущие потребности в древесине для производства ши­рокого спектра товаров, с другой – необходимо сохранить устойчивое лесопользование и био­разнообразие лесов. При этом необходимо обе­спечить эффективность и самофинансирование лесопользования. Реформирование управления лесным сектором должно затрагивать все этапы – от выращивания леса, его заготовки и перера­ботки до получения готовой продукции глубокой переработки.

Рассмотренные в данной статье статисти­ческие данные демонстрируют положительную динамику формирования лесных ресурсов Поль­ши, устойчивый рост объёмов заготовки и пере­работки древесины, а также достижение высоких показателей специализации на продукции глубо­кой переработки древесины на мировом рынке.

Польский опыт управления лесами интере­сен с точки зрения совершенствования структуры и функций органов государственного управления лесами и взаимодействия прочих лесохозяйствен­ных организаций. Он может служить примером совершенствования экономического механизма хозяйствования и повышения эффективности использования лесов в России.

Список использованных источников

  1. Список стран по площади лесов [Электронный ресурс].
  2. Лесные ресурсы Польши [Электронный ресурс].
  3. Польские леса [Электронный ресурс].
  4. Откуда берется древесина? [Электронный ресурс].
  5. Леса и лесное хозяйство Польши [Электронный ресурс].
  6. Статистический ежегодник лесного хозяйства. – Warszawa, 2019. – 336 c.
  7. Миссия LP [Электронный ресурс].
  8. Организация LP [Электронный ресурс].
  9. Банк лесных данных, [Электронный ресурс].
  10. Частные леса [Электронный ресурс].
  11. Польский хит [Электронный ресурс].
  12. Профессия лесника [Электронный ресурс].
  13. Закон о лесах Польши (Prawo le ne, 1991)
  14. Лесоводство в LP [Электронный ресурс].
  15. Расшифровка сокращений и терминов, используемых в розничном прайс-листе. [Электронный ресурс].
  16. Информация о продаже отдельных групп сортировки древесины в лесных массивах в 2014-2018 гг. [Электронный ресурс].
  17. Информация о продаже отдельных групп сортировки древесины в лесных массивах в 2015-2019 гг. // ЛесПромИнформ. – 2017. – № 3 (125).
  18. Тамби, А. Бережливое использование древесины: польский опыт ЛесПромИнформ. – 2017. – № 3 (125).
  19. Говони, П. Мировой рынок мебели становится все более открытым [ // Мебельный бизнес. – 2006. – № 52.
  20. Мировой рынок мебели, 2012 [Электронный ресурс].
  21. Бесчастнов, А. Место РФ в мировой торговле мебелью: есть ли у России возможности для превращения в нетто-экспортера мебели? [Электронный ресурс]
  22. Четвёртые, но вторые. Польша намерена потеснить итальянцев в мировом рейтинге экспортёров мебели // Мебельный бизнес. – 03 апреля 2018. – № 166.

2 коментаря

  • Петр таких работ много, но они быстро устаревают. В любом случае я постараюсь выполнить Вашу просьбу.
    О Польше отдельный разговор. Большинство лесников, даже докторов наук, не понимают, что несмотря на внешнюю схожесть институциональной организации Лесов Панствовых и Гослесагентства, они АБСОЛЮТНО несравнимы в части реализуемой правовой модели. То что в Украине, с легкой руки ЛДУЛа, выдают за “польскую модель” – это коррупциогенная профанация и не более того…

  • Дякую за публікацію! Шкода що не розкриті детально організаційні моменти, особливо в частині прав і обов’язків кожного надлісництва. Але така інформація дуже важлива в умовах нинішнього реформування галузі, і хотілось би бачити побільше на сайті різних статей по огляду управління лісовим господарствам в різних країнах, в тому числі можна і на польській, і на англійській мовах – бо розумію що переклад займає багато часу.

Comments are closed.

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.