Время сказок: “правительство подготовило законопроект о совершенствовании проведения лесоустройства”

Правительство РФ сообщает о том, что оно “подготовило законопроект о совершенствовании проведения лесоустройства”, и что “это позволит обеспечить государство и лесопользователей актуальной и достоверной информацией о лесных ресурсах и навести порядок в планировании их использования” (ссылка).

Пока подготовка закона происходит в обстановке строгой секретности – проекта нет ни на специализированном сайте regulation, ни в каком бы то ни было ином открытом источнике. Однако, об основных идеях правительства по поводу “совершенствования” лесоустройства можно судить по утвержденному два месяца назад вице-премьером Абрамченко Плану мероприятий по декриминализации и развитию лесного комплекса. Главная идея состоит в “передаче функций по осуществлению лесоустройства на землях лесного фонда на федеральный уровень с возложением обязанностей по осуществлению указанной деятельности на государственные бюджетные или автономные учреждения”. Поскольку на федеральном уровне государственное учреждение, занимающееся комплексом лесоучетных работ, сейчас одно – ФГБУ “Рослесинфорг”, фактически речь идет о монополизации лесоустройства этим подведомственным Рослесхозу учреждением. Это значит, что раздавать задания и заключать контракты на лесоустройство, обеспечивать выполнение лесоустроительных работ, принимать эти работы и оценивать их качество будут примерно одни люди из системы Рослесхоза. Для них это будет очень удобная система: как известно, ворон ворону глаз не выклюет.

Напомним, что связка Рослесхоза и подведомственного ему Рослесинфорга уже провалила все остальные виды лесоучетных работ федерального уровня:

  • – работающую систему государственной инвентаризации лесов создать не получилось, несмотря на потраченные четырнадцать лет работы сотен исполнителей и более десяти миллиардов бюджетных рублей;
  • – установить точные границы лесничеств и обеспечить государственный кадастровый учет получилось чуть больше, чем по четверти земель лесного фонда, номинально находящихся в государственной собственности;
  • – обобщить данные государственного лесного реестра и подготовить соответствующий сборник за четырнадцать лет действия нынешнего Лесного кодекса получилось только один раз – по состоянию на 1 января 2014 года, и то опубликовать этот сборник Рослесхоз не решился;
  • – попытки создания автоматизированной информационной системы “Государственный лесной реестр” (АИС ГЛР) кончились полным провалом, ничего работающего так и не было создано.

Нет абсолютно никаких оснований полагать, что если и лесоустройство будет монополизировано этой системой – то его качество и актуальность повысятся по сравнению с нынешним уровнем. По состоянию на сегодняшний день, материалы лесоустройства с неистекшим сроком давности есть примерно по 1/7 части лесов страны, средняя давность последнего лесоустройства составляет около 25 лет, а средняя давность последнего качественного лесоустройства, оценочно, от 30 до 40 лет.

Напомним, что заниматься лесоустройством на общих основаниях, по рыночным ценам, без монополизации, просто выигрывая аукционы и конкурсы – Рослесинфоргу и сейчас ничто, никто и никак не мешает. Он, собственно, и занимается – но каких-то особых успехов по сравнению с другими исполнителями не показывает.

В правительственном сообщении говорится, что, “кроме того, будет запрещено выставлять на аукцион и передавать в аренду для заготовки древесины лесные участки, лесоустроительные данные о которых утратили актуальность”. Это красивая идея, и если бы она была принята в девяностых годах прошлого века – могла бы принести много пользы. Но сейчас наиболее привлекательные для заготовки древесины лесные участки уже розданы арендаторам, в том числе так называемым “фуфлоинвесторам” – поэтому запрет на передачу в пользование лесных участков без актуального лесоустройства уже мало на что повлияет.

В том, что правительство подготовило законопроект, касающийся лесоустройства – сомневаться не приходится. По плану этот законопроект должен быть внесен в Думу не позднее 1 декабря 2020 года – пока этого не произошло, но, видимо, произойдет в каком-то ближайшем будущем. А вот насчет “совершенствования” лесоустройства – это точно сказка, в реальности совершенно ничем не подкрепленная.Карта лесного участка площадью 40,5 гектаров, переданного в пользование ИП Винни Пух, составленная лесоустроителями А.А.Милном и Э.Шепардом в 1926 году методом умозрительной (художественной) таксации

Ниже приводится текст сообщения с сайта Правительства РФ.

Правительство подготовило законопроект о совершенствовании проведения лесоустройства

По словам Виктории Абрамченко, это позволит обеспечить государство и лесопользователей актуальной и достоверной информацией о лесных ресурсах и навести порядок в планировании их использования.

Поправки позволят навести порядок в планировании использования лесов и обеспечить государство и лесопользователей актуальной и достоверной информацией о лесных ресурсах. Кроме того, будет запрещено выставлять на аукцион и передавать в аренду для заготовки древесины лесные участки, лесоустроительные данные о которых утратили актуальность. Об этом сообщила заместитель Председателя Правительства Виктория Абрамченко.

Проект федерального закона «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений в области лесоустройства» подготовлен во исполнение поручения Президента России и «дорожной карты» по декриминализации и развитию лесного комплекса, утвержденной вице-премьером в октябре этого года.

Как отметила вице-премьер Виктория Абрамченко, из-за отсутствия полных и актуальных данных невозможно вовлечь в хозяйственный оборот почти 140 млн гектаров лесов, расположенных на территориях интенсивного лесопользования. Законопроект полностью реформирует систему лесоустройства.

«Для серьезных изменений в лесном комплексе страны мы должны по-новому посмотреть на данные о лесных ресурсах страны. Полномочия по лесоустройству должны перейти на федеральный уровень, а результаты лесоустроительных работ должны стать основной для планирования использования лесов в десятилетней перспективе», – сказала Виктория Абрамченко.

Законопроектом вводится понятие лесоустройства как системы мероприятий по проектированию территориальных единиц управления лесами, закреплению их границ, планированию лесохозяйственных мероприятий. Фактически лесоустройство станет полноценной информационной основой для лесного планирования, государственной инвентаризации лесов, ведения государственного лесного реестра и оценки лесов.

Как сообщила Виктория Абрамченко, планируется закрепить требования о предоставлении лесного участка в аренду только при наличии актуальных материалов лесоустройства. «В отношении огромных лесных территорий мы видим документы, которые были актуальны 30 лет назад. В таком случае добросовестные лесопользователи фактически арендуют «кота в мешке» – неизвестны ни качественные, ни количественные характеристики лесного участка. При такой модели перейти к грамотному использованию лесов с эффективным восстановлением просто невозможно», – подчеркнула Абрамченко.

Законопроект регулирует систему планирования лесоустроительных работ, критерии зонирования земель лесного фонда по приоритетности и очередности выполнения лесоустройства, а также по способам лесоустройства.

Законопроектом также вводится единый федеральный план лесоустроительных работ с учетом зон интенсивного использования лесов. Таким образом, регионы и лесопользователи получат понятную картину планов государства по вовлечению в пользование лесных участков, а расходование бюджетных средств на лесоустройство станет более прозрачным и эффективным. План должен актуализироваться ежегодно.

Срок вступления законопроекта в силу предлагается с 1 января 2022 года.

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.