РФ: Лесная часть стенограммы встречи премьер-министра с представителями Совета Федерации

28 февраля 2020 года состоялась встреча председателя Правительства РФ М.В.Мишустина с руководством Совета Федерации, на которой, в числе прочего, обсуждалась ситуация с лесами. Ниже приводится соответствующий фрагмент официальной стенограммы встречи – он довольно интересный. По нему видно, что руководители государства уже начинают понимать реальный масштаб лесного беспорядка в стране, но пока не осознают его главную причину – дурные законы, которые они же сами сочиняют и принимают. В общем, какое-то движение в правильную сторону явно есть, но до конца пути, и даже до осознания, каким путем следует идти, еще очень-очень далеко.

Ю.Воробьёв (заместитель Председателя Совета Федерации): Валентина Ивановна, Михаил Владимирович, коллеги!

Я коснусь проблемы лесной отрасли и связанной с этим ежегодной потери нашего стратегического ресурса, в том числе в результате выбытия лесов по причине лесных пожаров и незаконных рубок.

В январе прошлого года в рамках пленарного заседания Совета Федерации мы рассмотрели проблему незаконных рубок, лесных пожаров. По итогам заседания нами было принято постановление и по поручению председателя создана межведомственная рабочая группа, которую мне поручили возглавить.

Совестно с Министерством природных ресурсов, Рослесхозом, Генеральной прокуратурой, другими федеральными органами, регионами, представителями лесного бизнеса, что очень важно, научными организациями мы внимательно изучили положение дел в лесной отрасли, в том числе с выездом в регионы. Планируем в этом году около 12 мероприятий, тоже с выездом, в том числе в наиболее лесистые регионы, продолжим изучать положение дел.

На сегодня вывод следующий: в отрасли существуют системные проблемы и нерешённые вопросы, которые приводят к бесхозяйственности. Что я имею в виду? Во-первых, отсутствует достоверная информация о состоянии и стоимости наших лесных ресурсов как федеральной собственности. Более 80% площадей лесов – нет актуальных данных лесоустройства на сегодня. Я был удивлён сам: никогда не думал, что так далеко зашла эта проблема.

Отсутствует должный контроль за использованием лесов и их охраной, защитой и воспроизводством. Лесную охрану, как вы знаете, мы передали в субъекты, в субъектах нет средств на это, они получают эти средства из субсидий, которых не хватает. Численность лесной охраны в два раза ниже, чем должна быть. Зарплата очень низкая, техники нет, бензина нет и поэтому контроля нет.

Кроме того, как известно, весь лес в пользование передаётся субъектами Российской Федерации по договорам. Не буду о договорах, там много проблем. Но самое главное, что контроль за их реализацией тоже не может быть осуществлён, потому что нет такого инструмента у федеральных ведомств. Этот инструмент находится, опять же, в регионах, где этих возможностей нет, да и задача такая не стоит.

Низкая эффективность охраны лесов от пожаров с использованием авиационных технологий. В прошлом году 60% лесов горело… Если по зонам (а там существует зонирование), то 60% – это там, где должна применяться авиация, авиационные технологии. Она, понятно, не применялась.

Низкая доходность лесного хозяйства, фактическая его убыточность и, как следствие, недостаточность его финансирования. Не буду здесь приводить примеры, хотя цифры есть. 46 млрд рублей получили доходов от лесной отрасли, а потратили гораздо больше, что, конечно, недопустимо, и есть возможность это исправить.

Труднодоступность части лесных ресурсов ввиду отсутствия развитой лесной инфраструктуры, в том числе и лесных дорог. Цифры тоже очень интересные. На 1 тыс. га у нас 1,4 км дорог. В той же Финляндии – 90, или в Соединённых Штатах – 10 км, в Норвегии – 9 км. То есть мы очень здорово отстаём, и это надо стимулировать и как-то поддерживать развитие этой инфраструктуры.

Недостаточная эффективность мер, направленных на повышение прозрачности оборота древесины, неэффективная работа системы ЛесЕГАИС. ЛесЕГАИС хорошо работает, только когда всё законно, а всё, что незаконно, она не видит. Также очень плохо развиты инструменты биржевых торгов, биржевых механизмов.

Эти и многие другие проблемы говорят о необходимости принятия мер, направленных на реформирование системы лесоуправления в целом с перераспределением части полномочий.

Опираясь на эти сведения, полученные в ходе изучения эффективности лесной отрасли, мы подготовили и направили в Правительство свои рекомендации. Мы готовы совместно с Правительством продолжить работу по совершенствованию нормативно-правового регулирования лесной отрасли и хотели бы, чтобы была продолжена работа той рабочей группы, которая ранее существовала. Мы, естественно, просим, чтобы наши представители тоже вошли в состав рабочей группы. Впрочем, как я вчера узнал, Виктория Валерьевна (В.Абрамченко) уже это сделала. И то, что Правительство уже отреагировало, конечно, радует.

Мы также предлагаем в период осенней сессии 2020 года провести в рамках пленарного заседания Совета Федерации правительственный час по вопросу о мерах совершенствования государственной политики в сфере лесного хозяйства. Я Валентине Ивановне докладывал, она поддержала проведение такого часа, но осенью, наверное, к концу года. Если Вы не возражаете, мы хотели бы оставить в наших планах эту важную работу.

Прошу Вас поддержать. Благодарю за внимание.

М.Мишустин: Спасибо, Юрий Леонидович.

Два слова. Первое – это стратегия развития лесной отрасли. Она была принята в 2018 году до 2030 года. Я с ней ознакомился, мы и с Викторией Валерьевной уже это обсуждали: мне кажется, эта стратегия недостаточно учитывает вопросы развития именно лесного хозяйства, в основном уделяет внимание развитию лесной промышленности. Но это более, мне кажется, сложный комплекс вопросов и проблем.

Во-первых, надо вернуть отрасль эту в легальное поле. Это целая система, которая должна быть и переосмыслена, и по-другому сделана, сама система учёта, то есть на всех стадиях, от кадастрового учёта и потом соответствующего установления границ лесничества, лесных участков, до заготовки и переработки древесины и конечного потребления. Это не так сложно сделать. Единая государственная система учёта древесины и сделок, которая работает с 2016 года, учётная. Если туда данные не вводятся, она ничего не учитывает. Вы абсолютно верно сказали, что она фактически работает только с теми данными, которые туда вводятся, но далее контролировать невозможно ни контролирующим регуляторику органам, ни фискальным органам, потому что на бумаге фактически ничего нет. Это очень важный элемент. «На бумаге» я употребляю как аллегорию. На самом деле необходимо создавать фискальную систему, цифровую платформу, которая бы позволяла не только данные о сделках туда вводить, а фактически чтобы отражать сделки внутри системы. Здесь мы должны совместно поработать над тем, чтобы эта система была серьёзно поправлена. Поэтому принимается всё, и по рабочей группе, и по изменениям этой стратегии, которые мы в ближайшее время должны будем рассмотреть, в том числе поставить задачи соответствующим органам. Виктория Валерьевна Абрамченко будет заниматься этим вопросом.

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.