Правовое регулирование лесоводства на землях сельскохозяйственного назначения должно основываться, во-первых, на статье 123 Лесного кодекса РФ “Леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения”, и во-вторых, на поручении Президента РФ от 29 января 2020 года, которое было дано по итогам по итогам заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека. Идеи, ставшие основой для президентского поручения, дополнительно разъясняются на сайте Совета. Ссылки:
ЛК РФ Статья 123. Леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения

Выбывшие из использования и зарастающие лесом земли сельхозназначения в Рязанской области. Автор фотографии – Игорь Подгорный
И в статье, и в поручении говорится об одном нормативном правовом акте Правительства РФ, которым должны регулироваться отношения, связанные с этими лесами – “Особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения”, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации. Из поручения следует, что этот нормативный правовой акт должен предусматривать возможность ведения лесного хозяйства (включая охрану, защиту, воспроизводство и все виды использования лесов) непосредственно на землях сельскохозяйственного назначения, без необходимости изменения формы собственности на земельные участки и категории земель. Доклад об исполнении этого поручения должен быть представлен не позднее 30 апреля 2020 года.
В статье 123 Лесного кодекса говорится, что такие леса подлежат “освоению с соблюдением целевого назначения таких земель”.
Из разъяснения на сайте Совета по развитию гражданского общества и правам человека (соответствующего президентскому поручению) следует, что основными целями правового регулирования лесоводства на землях сельскохозяйственного назначения должны стать:
– социально-экономическое развитие сельских территорий, создание и поддержание связанных с лесоводством рабочих мест;
– обеспечение пожарной безопасности лесов на сельхозземлях, исключение стимулов к их уничтожению путем выжигания;
– замещение древесины из биологически наиболее ценных диких лесов древесиной, специально выращиваемой на староосвоенных землях.
Поскольку Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения разрабатываются в соответствии со статьей 123 Лесного кодекса, они должны соответствовать установленным этим кодексом основным принципам лесного законодательства.
Ссылка:
ЛК РФ Статья 1. Основные принципы лесного законодательства
С учетом всего вышеизложенного, правовое регулирование лесоводства на землях сельскохозяйственного назначения должно быть:
а) простым и исполнимым для разных категорий собственников земель, в том числе граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, малого бизнеса, муниципальных образований – это автоматически означает, что применение существующей нормативной базы лесного хозяйства, включающей более двухсот основных нормативных актов общим объемом в несколько тысяч страниц, к этим лесам недопустимо;
б) учитывающим целевое назначение лесов, и в частности, допускающим использование земельных участков как для разных видов лесоводства (лесного фермерства, плантационного лесовыращивания, защитного лесоразведения, агролесоводства), так и для разных видов сельскохозяйственного производства (иных отраслей растениеводства, животноводства).
в) обеспечивающим разумный баланс, мотивирующий к социально-экономическому развитию сельских территорий, между интересами собственников земельных участков и общественными интересами, связанными в том числе с сохранением средообразующих и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Следует также учитывать, что кроме лесов, выросших на заброшенных землях сельскохозяйственного назначения, есть еще близкая к ним категория спорных лесов – так называемых “сельских” (бывших колхозных и совхозных, которые часто по-разному учтены в лесохозяйственных регламентах и в едином государственном реестре недвижимости, или могут быть выведены из земель лесного фонда в рамках “Закона о лесной амнистии”). Основная часть этих лесов включена в лесохозяйственные регламенты лесничеств, но не поставлена на государственный кадастровый учет как земли лесного фонда или поставлена как земли сельскохозяйственного назначения, или может быть выведена из состава земель лесного фонда в рамках так называемой “лесной амнистии”. Эти леса по своим характеристикам и по отношению к ним местного населения обычно существенно отличаются от лесов, выросших на заброшенных в последние десятилетия землях сельхозназначения – поэтому для них целесообразно установить некоторые особенные параметры хозяйствования.
Исходя из всего этого, можно предложить следующие основные положения Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения.
1. Использование, охрана, защита и воспроизводство лесов, ранее находившихся во владении или пользовании сельскохозяйственных организаций (учтенных как таковые в лесохозяйственных регламентах лесничеств, а также лесов на землях сельскохозяйственного назначения, возраст древостоев которых по состоянию на 2020 год превышает 40 лет), осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации. Режим рубок в этих лесах соответствует предусмотренному Лесным кодексом Российской Федерации режиму рубок для защитных лесов. В случае, если земельные участки, на которых расположены эти леса, находятся в собственности физических и юридических лиц, на них не распространяются положения Лесного кодекса, касающиеся предоставления лесов в аренду или постоянное (бессрочное) пользование.
2. В случае, если лес не учтен в лесохозяйственном регламенте лесничества как находившийся ранее во владении или пользовании сельскохозяйственной организации, и если возраст древостоя по состоянию на 2020 год не превышает 40 лет, правообладатель занятого им участка может вернуть его в сельскохозяйственный оборот, в том числе путем проведения культуртехнических мероприятий по расчистке от древесно-кустарниковой растительности в соответствии с федеральным законом от 10 января 1996 года № 4-ФЗ “О мелиорации земель”, или использовать участок для лесоводства с соблюдением настоящих Особенностей.
3. Правообладатель занятого лесом участка земель сельскохозяйственного назначения обязан соблюдать Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года № 417 и Правила санитарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства РФ от 20 мая 2017 года № 607.
4. Правообладатель занятого лесом участка земель сельскохозяйственного назначения имеет право использовать участок для заготовки древесины. Сделки, совершаемые с заготовленной на таком участке древесиной, должны регистрироваться в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней. При транспортировке древесины по дорогам общего пользования должен заполняться сопроводительный документ на транспортировку древесины в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 июня 2014 года № 571.
5. За исключением случаев возвращения земель в сельскохозяйственный оборот, а также расчистки участков под объекты, строительство которых на землях сельскохозяйственного назначения допускается в соответствии с Земельным кодексом РФ и федеральным законом от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”, сплошные рубки в лесах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, допускаются только при условии их воспроизводства.
6. В случае, если земельный участок или его часть располагаются в границах лесопаркового зеленого пояса, или на расстоянии до 1 км от границы населенного пункта или садового товарищества, общая площадь сплошных рубок за десятилетие не может составлять более 1/4 от общей площади лесов в границах этого земельного участка или его соответствующей части. Это требование не распространяется на земельные участки площадью менее 5 гектаров, а также на случаи ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий.
7. Для лесов, расположенных на земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения площадью менее 5 гектаров, нормативы ширины и площади сплошных рубок не устанавливаются. В остальных случаях предельная площадь лесосек составляет 10 гектаров. Примыкание лесосек по сторонам допускается только после формирования на более ранней лесосеке возобновления хозяйственно ценных пород деревьев в количестве не менее двух тысяч жизнеспособных экземпляров на гектар, но не ранее, чем через два года.
8. Правовой статус лесов, отнесенных к мелиоративным защитным лесным насаждениям, определяется федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 477-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О мелиорации земель” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования проведения агролесомелиорации”.
