Регион неэффективно исполняет полномочия по управлению лесами
Прошлая неделя оказалась щедрой на новости из лесной сферы. Министерство лесного комплекса Иркутской области в судебном порядке остановило рубки леса в региональных заказниках. Пожалуй, для иркутского минлеса это поворотное событие. Для того, чтобы оно стало возможным, министерство должен был возглавить бывший природоохранный прокурор. А несколькими днями раньше суд удовлетворил требование прокуратуры о признании добровольного ухода в отставку экс-министра Сергея Шеверды незаконным. Указом врио губернатора Иркутской области Шеверда уволен «по утрате доверия».
Существующая система перемещения древесины через границу Российской Федерации не позволяет проводить полноценную проверку легальности заготовки
Уволен по жёсткой статье
Министерство лесного комплекса Иркутской области в судебном порядке остановило рубки леса в региональных заказниках. Об этом на тематическом форуме в прокуратуре Иркутской области 22 января сообщил и.о. главы минлеса Приангарья Дмитрий Петренёв. Рубки осуществлялись по 10 договорам. Сейчас министерство расторгает договоры и дополнительные соглашения на рубки защитных лесов.
На сегодняшний день в Иркутской области уничтожено 5,5 млн кубометров лесов этой категории на площади более 23 тысяч гектаров. Ущерб государству от этой деятельности, по данным Рослесхоза, составил 44 млрд рублей.
Именно рубки в заказнике «Туколонь» стали причиной для возбуждения уголовного дела в отношении бывшего министра лесного комплекса Сергея Шеверды. Он был арестован в июне прошлого года по подозрению в превышении должностных полномочий. По версии следствия, чиновник знал о рубках в заказниках и не препятствовал их проведению.
На прошлой неделе суд удовлетворил иск прокурора области к экс-губернатору Сергею Левченко о признании незаконным увольнения Сергея Шеверды в связи с добровольной отставкой. И дело не в том, что в отношении Шеверды возбуждено уголовное дело. Основанием для предъявления иска послужило вступившее в законную силу решение Кировского районного суда от 23 июля 2019 года об удовлетворении административного иска о признании незаконным бездействия бывшего губернатора Иркутской области Сергея Левченко. Левченко долгое время не хотел уволить Шеверду по более жёсткой статье – в связи с утратой доверия, как того требовала прокуратура.
Ещё в 2016 году Сергей Шеверда нарушил закон «О противодействии коррупции» – утаил имевшиеся доходы и счета в банках. «В справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 год Шеверда не отразил доход от деятельности в филиале ФБУ «Рослесозащита» – «ЦЗЛ Иркутской области» в сумме 536712,46 рубля, а также доход, полученный от АО «Сбербанк управление активами», в сумме 23 263 756,87 рубля», – говорится в представлении прокуратуры. Зато доходы от основной работы Сергей Шеверда завысил на 187 532,44 рубля. Кроме того, бывший министр не указал пять открытых на его имя счетов в банке ВТБ.
Закон трактует нарушение антикоррупционного законодательства однозначно – уволить «по утрате доверия». Однако Левченко заявил «об отсутствии оснований для применения к министру мер юридической ответственности». В конце концов Сергей Шеверда, уже будучи в СИЗО, написал заявление об уходе по собственному желанию.
В судебном заседании по гражданскому делу представитель ответчика заявил о признании правомерным иска прокурора области и представил соответствующий указ временно исполняющего обязанности губернатора Иркутской области Игоря Кобзева об изменении формулировки причины увольнения.
Аукционы с одним участником
На прошлой неделе стали известны результаты проверки, которую Контрольно-счётная палата Иркутской области провела совместно с органами Контрольно-счётной палаты РФ. Аудиторы оценили, насколько эффективно исполняют свои полномочия по управлению лесами семь регионов, среди которых Иркутская, Архангельская, Вологодская, Костромская области, Забайкальский край, республики Крым и Саха (Якутия). Выводы сделаны ожидаемые: полномочия исполняются неэффективно. Достаточно сказать, что площадь земель лесного фонда, на которых лесоустройство проводилось более 10 лет назад, в проверенных регионах составляет 85%, а в Иркутской области и вовсе 88,3%. Значит, никто точно не может сказать, что творится в лесу и какими запасами древесины мы ещё располагаем.
Механизм определения Рослесхозом объёмов субвенций для исполнения переданных лесных полномочий остаётся непрозрачным. Меры по предотвращению нелегальной заготовки древесины недостаточно эффективны и не оказывают влияния на декриминализацию ситуации в лесной отрасли, объём незаконных рубок и оборота древесины в Российской Федерации остаётся высоким (в 2018 году объём незаконных рубок составил 1,1 млн куб. м).
По данным проверки, за последние три года покрытая лесом площадь в регионах сократилась на 2,1 млн га, или на 0,3%. Общий запас древесины в лесах сократился на 232,8 млн куб. м. Вместе с тем увеличилась площадь спелых и перестойных древостоев на 1,1 млн га, или на 0,3%, что свидетельствует о неосвоенности лесов и низких темпах их эксплуатации.
Площадь земель, требующих лесовосстановления, увеличилась на 2,8% и на 1 января 2019 года составила 33,2 млн га, или 4,3% от покрытой лесом территории. В Иркутской области площадь, требующая лесовосстановления, увеличилась на 14,8%, или на 157,9 тыс. га.
Наблюдается тенденция снижения количества проведённых органами государственной власти субъектов Российской Федерации аукционов на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Причём 40% аукционов проведены с единственным участником, в результате чего арендаторы платят по минимальным ставкам за 1 куб. м древесины, продавая её в дальнейшем по рыночной цене.
Растёт задолженность по платежам в федеральный бюджет за использование лесов. В 2018 году по сравнению с 2016 годом она увеличилась по Иркутской области на 17,5%, а по Приморскому краю – на 62,1%. Причём 28,1 млн рублей задолженности в Приангарье было списано в связи с банкротством предприятий.
Аудиторы отмечают, что сейчас отсутствуют методики расчёта экономического ущерба, причиняемого лесам вследствие иных факторов, кроме лесных пожаров и незаконных вырубок. «Провести полную оценку ущерба не представляется возможным», – делается вывод в отчёте.
Динамика ущерба от лесных пожаров в проверенных субъектах различная. Наибольший ущерб получила иркутская тайга в 2016 году – 9246,1 млн рублей, в 2017 году – 5871,6 млн рублей, в 2018 году – 1026,2 млн рублей. Для сравнения: в Приморском крае в 2017 году – 6724,5 млн рублей, в 2018 году – 582,7 млн рублей.
В Иркутской области установлено снижение ущерба от нарушений лесного законодательства, однако он остаётся достаточно высоким: в 2016 году составлял 5488,96 млн рублей, в 2017 году – 5540,4 млн рублей, в 2018 году – 4423,6 млн рублей. Аудиторы отмечают, в частности, что незаконные рубки в регионе снизились на 48%, и связывают это с электронной регистрацией оборота леса.
При этом для арендаторов интерес представляет только один вид деятельности – лесозаготовка. Все остальные виды деятельности практически не получают развития. Так, в Иркутской области для осуществления рекреационной деятельности предоставлено в аренду лесных участков только 4,1% от планируемой площади, для охотничьего хозяйства – 3,6%, для научно-исследовательской и образовательной деятельности – 13%. Штат лесной охраны не укомплектован во всех субъектах. Например, в Иркутской области кадровый голод в 2018 году составлял 23,8%.
Примечательно, что в последние годы федеральное финансирование Рослесхоза увеличивается. Например, на 2018–2020 годы было выделено дополнительное финансирование в объёме 1 млрд рублей ежегодно на поэтапное увеличение численности инспекторов на 1,9 тыс. человек. Правда, увеличить штат нужно было на 19,3 тыс. человек.
Но даже эти показатели не выполнены. Фактически в 2018 году численность лесных инспекторов выросла на 0,8 тыс. человек, или на 42,1% от плана. Отклонение фактической численности от штатной наблюдалось в 67 субъектах Российской Федерации (наибольшее отклонение установлено в Республике Карелия, Архангельской области, Республике Башкортостан, Иркутской области). В результате на 1 января 2019 года фактически насчитывалось 20,8 тыс. человек, или 52% от нормативной численности и 89,7% – от штатной.
Не удивительно, что количество плановых проверок в 2016–2018 годах, согласно данным Департамента лесного хозяйства Приморского края, снизилось в 4 раза (с 65 до 15), по информации минприроды Забайкальского края – в 1,4 раза (с 22 до 16), министерства лесного комплекса Иркутской области – в 1,8 раза (с 77 до 42).
Проблема с достоверностью
В ходе проверки установлена низкая эффективность использования ЛесЕГАИС территориальными органами Рослесхоза. С августа 2018 года по август 2019 года информационной системой было выявлено 326 011 административных правонарушений. Однако должностными лицами Рослесхоза возбуждено всего 6652 административных дела, что составляет 2,04% от общего количества выявленных событий.
«Расчётный объём недополученного объёма доходов в федеральный бюджет в результате непринятия мер по фактам событий об административных правонарушениях по статье 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составил 2,4 млрд рублей», – резюмируют аудиторы.
КСП делает вывод: существующая система перемещения древесины через границу Российской Федерации не позволяет проводить полноценную проверку легальности заготовки древесины – соответствия документов, объёма, качественного и породного состава древесины, что в конечном итоге не позволяет снизить объём оборота (экспорта) нелегально заготовленной древесины в Российской Федерации.
Увеличение финансового обеспечения за счёт федерального бюджета в 2019 году произошло в основном в связи с началом реализации федерального проекта «Сохранение лесов», в рамках которого для субъектов Российской Федерации предусмотрены субвенции на увеличение площади лесовосстановления, на оснащение лесопожарной техникой, лесохозяйственной техникой и оборудованием.
Например, по Иркутской области увеличение финансового обеспечения за счёт средств федерального бюджета с 2016-го по 2019 год составило 471 265,1 тыс. рублей, или 51,3%, из них на 272 527,6 тыс. рублей увеличены расходы на обеспечение деятельности органа исполнительной власти, на 167 466,4 тыс. рублей – субсидии на приобретение лесопожарной и лесохозяйственной техники в рамках Федерального проекта «Сохранение лесов». По какой-то причине это нисколько не помогло снизить количество пожаров. Так происходило не только в Иркутской области.
Республике Саха в 2018 году денег было выделено на 350 млн рублей (или на 87,1%) больше, чем в 2017-м. Однако площадь, пройденная огнём, увеличилась в 2 раза. Забайкальскому краю денег дали на 561,5 млн рублей больше (или на 90,5% больше), а площадь, пройденная огнём, увеличилась на 25,1%.
В целом в 2018 году в сравнении с 2016 годом произошло увеличение расходов на реализацию переданных полномочий в области лесных отношений в проверяемых субъектах Российской Федерации. В частности, в Иркутской области – с 917,9 млн рублей до 1223,8 млн рублей (на 33,3 %).
Лидером по экспорту леса среди проверенных субъектов стала Иркутская область. За 3 года экспорт продукции лесопромышленного комплекса составил 30,6 млн тонн. Наибольшую долю экспорта – 53,3 % – составил экспорт пиломатериалов, экспорт необработанной древесины – 27,4%, целлюлозы – 15,6 %. Официально выручка от экспорта составила 7682,2 млн долларов США.
Интересно, что в семи проверенных регионах зарегистрировано 3 тысячи лесозаготовительных предприятий, причём треть из них (1050) – в Иркутской области. С большим отрывом от нас идёт Приморский край. У него второе место и всего 641 предприятие. По общему объёму лесозаготовки Иркутская область также безусловный лидер – 35,7 млн кубометров. На втором месте Вологодская область, там всего 14,186 млн кубометров.
При этом сами аудиторы признают, что сегодня существует проблема с достоверностью сведений по объёмам и видам продукции ЛПК. Данные органов статистики и уполномоченных органов субъектов Российской Федерации в области лесных отношений не совпадают.
В 2018 году по сравнению с 2016 годом объёмы заготовки древесины составили 238,6 млн куб. м и увеличились на 11,6 %. При этом наибольший объём заготовленной древесины обеспечивается Иркутской, Вологодской и Архангельской областями.
Кстати, во время проверки не остались без внимания организации, реализующие приоритетные инвестиционные проекты (ПИПы). Аудиторы ещё раз подтвердили: их деятельность в большей мере ориентирована на экспорт круглых лесоматериалов, а не на переработку сырья и реализацию продукции, предусмотренной условиями инвестиционных проектов. Это значит, что ПИПы, задуманные как точки роста для глубокой переработки, себя не оправдали.