Лет 15 назад мне довелось побывать на лесосеке Червенского леспромхоза. Тогда эти лесозаготовительные предприятия еще работали в системе концерна «Беллесбумпром» и осваивали значительные объемы сырья. Лес заготавливали хлыстами с применением в основном гусеничных трелевщиков. На тот момент это был единственный способ добраться до труднодоступных участков лесного фонда и заготовить древесину.
В лесхозах в то время уже повсеместно на трелевке использовалась колесная техника и велась сортиментная заготовка. Поэтому лесосека леспромхоза, где на протяжении нескольких дней работали гусеничные трелевщики ТДТ-55, вызвала шок — всё было как будто перепахано, особенно в местах разворота тяжелой техники. Конечно, дело не только в самих гусеничных машинах, скорее в соблюдении технологии их использования. Это был труднодоступный участок черной ольхи с влажными торфяными почвами. В низинах стояла вода. И гусеничный вездеход был единственной на тот момент машиной, которая могла не просто добраться до лесосеки, но и выполнить на ней весь объем трелевочных работ после ручной валки. «Если бы не гусеницы, мы этот лес не взяли бы ни зимой, ни летом» — сказал директор леспромхоза Николай Лонский, отработавший в леспромхозе не один десяток лет.
Гусеничная техника внесла заметный вклад в развитие лесозаготовок в послевоенное время. Различные модификации тракторов ТДТ (ТДТ-40 и ТДТ-55) Онежского тракторного завода, a также машины Алтайского завода — более мощные ТДТ-60, ТДТ-75 и ТТ-4, были основными рабочими лошадками в СССР, в том числе и в Беларуси. Сегодня в нашей стране гусеничная техника в лесу не используется. Последние гусеничные трелевщики были списаны после ликвидации леспромхозов. Ускорили этот процесс ужесточившиеся экологические требования к проведению лесозаготовительных работ, в том числе и связанные с развитием международной лесной сертификации. Выполнить требования по сохранению почвенного покрова с использованием старой гусеничной техники без соблюдения технологии ее использования было бы невозможно.
Но в мировой практике гусеничная техника используется на лесозаготовках и по сей день. В том числе и в европейских странах, где экологические требования с каждым годом становятся все жестче.
— Дело не в наличии или отсутствии гусениц, а в соблюдении технологии выполнения лесозаготовительных работ, — считает глава представительства компании Vimek в Беларуси Сергей Родионов. — Если, к примеру, гусеничная трелевочная машина основную часть времени двигается только по укрепленному порубочными остатками трелевочному волоку, собирая по обе стороны сортименты или хлысты, даже на мягких грунтах повреждение почвы будет минимальным и уж точно в разы меньшим, чем при использовании колесных машин. Но если гусеничная машина будет двигаться по лесосеке хаотично за пределами волоков, что является нарушением технологии, это будет катастрофа, особенно в местах разворота.
Кстати, чем отличаются современные колесные лесные машины, оснащенные стальными гусеницами от гусеничных машин? Только меньшей маневренностью и худшей проходимостью. А повреждения почвы от них никак не меньше.
Большое значение имеет и несущая способность грунта. Нет смысла использовать гусеничную технику там, где без проблем справится колесная. И это требование закреплено в законодательстве — использовать гусеницы на суходолах запрещено. Но в лесном фонде довольно много труднодоступных мест, которые рано или поздно придется осваивать. В основном это мягколиственный лесной фонд, расположенный на труднодоступных участках. И дело не только в заболоченности. По данным БГТУ, в настоящее время из всех дорог, использующихся на вывозке заготовленного древесного сырья, всего лишь 15,4 % являются дорогами круглогодового действия.
Это соотношение сохраняется и при работе техники на мягких лесных почвах. Поэтому некоторые финские производители выпускают харвестеры и форвардеры исключительно на гусеничном ходу. К примеру, ProSilva оснащает свой форвардер F2 гусеницами вместо тандемного моста, на который приходится основной вес перевозимых сортиментов. Техника предназначена для всесезонной работы на сложных участках. Такой подход финны считают более рациональным, чем увеличивать количество осей колесной техники, тем самым усложняя трансмиссию, делая машину более сложной и дорогой. Примечательно, что гусеницами оснащаются все модификации форвардеров ProSilva, полностью колесных моделей нет. А вот харвестеры у этого производителя могут быть колесные, гусеничные и комбинированные, когда на переднюю ось устанавливаются колеса, а на задние гусеницы. И это понятно, поскольку харвестер всегда существенно легче груженого форвардера и движется по волоку первым и только один раз, в отличие от форвардера. Поэтому харвестер на гусеницах не всегда оправдан.
Кстати, дискуссии об использовании гусеничной техники активно ведутся на форумах российских лесозаготовителей. О гусеничных форвардерах и харвестерах задумываются, когда необходимо двигаться в глубь леса, осваивая лесной фонд вдали от дорог и в более сложных условиях. Для России это особенно актуально, поскольку более 60 % ее лесного фонда расположено на слабых почвогрунтах. По отзывам российских лесозаготовителей, проходимость гусеничных форвардеров гораздо лучше, чем у колесных, даже если сравнивать их с моделями с колесной формулой 8х8. А вот попытки в целях экономии купить вместо гусеничного харвестера более дешевый экскаватор на гусеничном ходу с харвестерной головкой, не всегда оправданны. Органы управления экскаватором и трансмиссия рассчитывались для выполнения земляных работ. На лесозаготовках операторы быстро устают и их производительность падает. Хотя сам экскаватор и запчасти к нему стоят значительно дешевле специализированной лесной машины.
Лесное законодательство Беларуси хоть и ограничивает использование гусеничной техники в лесах, но разрешает ее применение там, где она подходит по своему целевому назначению. Прежде всего, на труднодоступных заболоченных участках. Пока же на таких лесосеках применяется в основном система бензопила плюс колесный сельскохозяйственный трактор с лебедкой и чокерным оборудованием. Эта технология хоть и позволяет с трудом добраться до труднодоступных участков, но требует больших затрат ручного труда. Возможно, в перспективе и на такие лесосеки смогут прийти харвестеры, как это относительно недавно произошло с суходольными делянками. Ведь еще всего 15 лет назад, когда основной рабочей лошадкой в лесу была «Нока» и вальщик с бензопилой, противников механизированной заготовки было больше, чем ее сторонников.
К слову, по оперативным данным Минлесхоза, в 2019 году было заготовлено более 20,5 млн кубометров древесины, из них более 9,5 млн — харвестерами (с учетом услуг). На данный момент это наиболее экономически эффективный способ освоения лесного фонда.
За строкой документа
СТБ 1360-2002 «Устойчивое лесоуправление и лесопользование. Рубки главного пользования. Требования к технологиям»
5.1.11 Выбор типов лесосечных машин осуществляется в зависимости от несущей способности грунта, типа движителей, типа леса, объема трелюемого хлыста (пачки хлыстов) или сортимента (сортиментов).
При разработке лесосек в сериях типов леса с высокой и средней несущей способностью грунтов (лишайниковая, вересковая, мшистая, брусничная, орляковая, кисличная, черничная) применение гусеничных машин запрещается.
При разработке лесосек на труднодоступных участках лесного фонда в сериях типов леса с пониженной и слабой несущей способностью грунта (снытевая, долгомошная, осоковая, сфагновая) применение гусеничных машин допускается при строгом соблюдении следующих требований:
— проведение работ преимущественно в зимний период;
— укрепление волоков порубочными остатками;
— движение и разворот гусеничных машин только по волокам и погрузочным площадкам.
Может ли помочь в освоении труднодоступных участков гусеничная техника? В этом и есть ее прямое назначение. Опытным путем доказано, что при движении колесной техники с грунтом контактирует примерно 10 % поверхности колеса, у шин сверхнизкого давления — до 16 %. В гусеничной технике с почвой контактирует 40 % поверхности гусениц. За счет этого гораздо меньше паразитных трат энергии, поскольку машина не проваливается в грунт и не пробуксовывает. Результаты исследования эффективности использования сельскохозяйственных тракторов на вспашке показали, что у колесных тракторов удельный расход топлива на 30—40 процентов больше, чем у гусеничных.