Я давно говорю, что харьковские лесоводы ведут "хозяйство на дрова", так что на ХТЗ правы: сухостоя будет много… М.П.
На Харьковском тракторном заводе (ХТЗ) будут изготавливать топливные брикеты
По словам директора департамента жилищного хозяйства Харьковского горсовета Романа Нехорошкова, на предприятии уже монтируется новая производственная линия. Работы завершатся через два месяца. Как уверяет мэр города Геннадий Кернес, запуск линии по производству топливных брикетов решит проблему утилизации… сухостоя.
«Изготовление топливных брикетов — это нужное производство: есть потребность, есть спрос. В пределах Харьковской области есть объекты с автономной системой отопления — те же садики, школы. В перспективе мы рассматриваем возможность приобретения твердотопливных котлов для таких объектов и использования произведенных на ХТЗ брикетов для отопления», — цитирует пресс-служба горсовета Романа Нехорошкова. Бóльшей информацией она не располагает.
Эксперты оценивают минимальную стоимость оборудования производительностью одна тонна в час пеллет (брикетов) примерно в два миллиона гривен.
Местные СМИ уверяют, что в городе уже начали готовить сырье для производства брикетов. В частности, сотрудники коммунального предприятия (КП) «Коммунальная компания по обращению с отходами» собирают выброшенные на улицу после новогодних праздников елки, которые потом будут отправлены на ХТЗ.
Предприятие по производству брикетов — не единственное, работающее на территории завода. Летом там открылось КП «Муниципальный кровельный завод». Оно выпускает мягкие кровельные материалы на различной основе (стеклохолст, полиэстер и другие). На запуск завода городской бюджет выделил 1,605 млн гривен. Продукцию активно закупают строительные компании для ремонта крыш.
Возможно, производство брикетов будет налажено именно на мощностях кровельного завода. Это действительно может стать довольно выгодной схемой для чиновников. При вырубке производитель работ (в данном случае — «Харьковзеленстрой») ставит в счет каждое спиленное дерево, но сколько их реально попало под топор или бензопилу, посчитать невозможно — на производство пеллет поступают уже отдельные поленья. При желании завышать объемы собранного древесного мусора сможет и КП «Коммунальная компания по обращению с отходами».
Правда, всё равно неясно, где городские власти возьмут столько аварийных деревьев. Ведь на работу одной котельной мощностью 200 кВт нужно около60 кг брикетов в час, а в сутки потребуется почти полторы тонны. Одна тонна брикетов — это приблизительно две тонны древесины или примерно десять средних деревьев. А Харьков и область — далеко не самый богатый лесом регион.
Скорее всего, открывая такое производство, власти ориентируются на европейский рынок. Стоимость древесных брикетов в Европе составляет около ста евро за тонну, потребность в альтернативном топливе высокая, а украинские производители биотоплива с 1 января 2010 года освобождены от уплаты налога на прибыль сроком на десять лет.
Между тем сам тракторный завод бедствует. В 2007 году контрольный пакет предприятия купил генеральный директор российского холдинга «Базовый элемент» Олег Дерипаска. В 2009 году на заводе уволили более 40% сотрудников, то есть примерно 2,5 тыс. человек. В 2010 году ХТЗ произвел около четырех тысяч тракторов (данные за 2011-й еще не обнародованы), тогда как во времена СССР предприятие ежегодно выпускало почти 50 тыс. тракторов.