Спасибо за напоминание. Этот рамочный документ оказал своё влияние и на Лесной Кодекс Украины, который с 1994 года, на мсой взгляд, не претерпел изменений в лучшую сторону. М,П,
Тридцать лет назад, 23 ноября 1989 года, Верховный совет СССР утвердил Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде, созавшие правовую основу, в числе прочего, для аренды земли и других природных ресурсов. Широкого распространения в советское время аренда лесов еще не получила – тем не менее, первые случаи лесной аренды основывались именно на этом законе. За исключением отдельных положений и с учетом внесенных позднее поправок, Основы действовали до 1996 года (та модель арендных отношений, которая сформировалась в российском лесном секторе в 90-е годы, была в значительной степени основана именно на них).
Согласно этим Основам, аренда представляла собой “основанное на договоре срочное возмездное владение и пользование землей, иными природными ресурсами, предприятиями (объединениями) и другими имущественными комплексами, а также иным имуществом, необходимым арендатору для самостоятельного осуществления хозяйственной или иной деятельности”.
Основы позволяли арендовать практически что угодно и кому угодно. Согласно закону, аренда допускалась во всех отраслях народного хозяйства, и могла применяться в отношении имущества всех форм и видов собственности. Арендаторами могли быть “советские юридические лица и граждане СССР, совместные предприятия, международные объединения и организации с участием советских и иностранных юридических лиц, а также иностранные государства, международные организации, иностранные юридические лица и граждане”. С согласия арендодателя допускалась и субаренда. Арендная плата допускалась как в денежной, так и в натуральной или смешаной формах. Размер арендной платы, за исключением специально установленных законодательством случаев, не мог пересматриваться чаще, чем раз в пять лет. Аренда земли и иных природных ресурсов должна была иметь, как правило, “долгосрочный характер – от 5 лет и на более длительный срок” (но допускалась и более краткосрочная – приоритет в установлении срока аренды отдавался договору). Арендатор имел безусловное право на возобновление договора аренды по истечении срока старого, условия могли при этом меняться по соглашению сторон. В законе было прямо оговорено, что “условия договора аренды сохраняют свою силу на весь срок действия договора и в случаях, когда после его заключения законодательством установлены правила, ухудшающие положение арендатора”.
Законом предусматривалась также такая специальная форма аренды, как “аренда предприятий (объединений)”. Решение о такой аренде принималось не менее чем двумя третями голосов общего собрания членов трудового коллектива, а проект договора разрабатывался совместно с профсоюзным комитетом. Арендное предприятие становилось правопреемником имущественных прав и обязанностей государственного предприятия, взятого им в аренду, в том числе и его прав пользования землей и другими природными ресурсами. Арендное предприятия сохраняло право на централизованные капитальные вложения и дотации в объемах, установленных для государственного предприятия, взятого в аренду. К нему переходили права и обязанности взятого в аренду государственного предприятия по участию в социально-экономическом развитии территории, на которой оно расположено. На арендное предприятие законом возлагались обязательства по обеспечению эффективного использования и воспроизводства природных ресурсов и пользования ими в целях, для которых они были ему предоставлены. Арендное предприятие было обязано охранять окружающую среду от загрязнения и других вредных воздействий. Арендному предприятию могли предоставляться дотации на расширение производства и решение социальных задач, а также льготы по арендной плате.
Еще одной специфической формой арендных отношений, предусмотренной Основами, стал внутрихозяйственный арендный подряд – фактически некоторый аналог аренды предприятия, но внутри организации, отдельным арендным коллективом.