Не только Сибирь и греческие острова полыхают нынешним летом в пламени сильнейших лесных пожаров. Аномальная жара на юге и западе Европы, несколько ослабшая в июле, с началом августа вновь проявила свое коварство. Одной из наиболее пострадавших стран стала Франция, особенно ее южные и западные департаменты. Там многочисленные и обширнейшие лесные пожары в некоторых местностях спровоцировали пожары полевые, причем, по оценкам французской прессы, «исключительной величины».
На севере Франции в лесах, которые традиционно защищены от пожаров, увеличиваются зоны риска. Как пишет газета «La Croix», в разгар сбора урожая в конце июля пожары усилились в Нормандии, а также в центральных, северных и восточных регионах Французской Республики.
А в более долгосрочной перспективе, задается вопросом газета, учитывая глобальное потепление, будут ли пожарные здесь так же готовы бороться с лесными пожарами, как их коллеги на многострадальном французском юге?
В этой связи издание приводит мнение полковника Эммануэля Дюкуре, начальника Департамента пожарной и спасательной службы Эра, одного из наиболее пострадавших районов: «У нас также был лесной пожар, ушедший по дороге и соприкоснувшийся с одним гектаром полевых угодий… Здесь у нас свои проблемы, сильно отличающиеся от тех, что характерны для южных регионов, с их лиственными породами и очень небольшим количеством хвойных в лесах. У нас нет динамики искусственных и взрывных пожаров. Но за пределами Средиземноморья высаживается всё больше и больше хвойных пород, что создаст всё больше и больше проблем с огнем в ближайшие годы, особенно во время засухи».
Южанам, и правда, в эти дни приходится особенно нелегко. Когда вдоль русла реки Рона задувает знаменитый ветер мистраль, а температура воздуха всё еще высока, многократно возрастает риск очень сильных пожаров. Единственного непотушенного окурка или искры от удара железной детали трактора о камень может оказаться достаточно, чтобы зажечь гектар лесной или полевой растительности.
Пожарный риск всегда максимален в департаменте Гар в регионе Лангедок — Руссильон. И, по неутешительным прогнозам синоптиков, такое положение может продлиться до конца августа из-за ветра, высоких температур и всё еще слабых надежд на дожди. Только в минувшие выходные количество пожарных, призванных предотвратить пожары в департаменте, достигло примерно 400 человек: девять превентивных отрядов местных огнеборцев и три отряда с пожарными из других мест. Самолеты наблюдения и разведки летают регулярно, так что возможные очаги возгорания могут быть обнаружены очень рано.
В каждом из девяти превентивных отрядов две лесные пожарные машины и командный автомобиль. Три отряда из отдаленных департаментов состоят из четырех пожарных машин и одного командного автомобиля. Задача — сократить время прибытия на место происшествия после получения вызова до 10 минут.
На прошлой неделе в ущельях вдоль реки Дордонь в департаменте Коррез начался очередной лесной пожар. Работу ликвидаторов возгорания здесь всегда осложняет сильно пересеченный рельеф местности. В результате пожара в первый же день было уничтожено не менее 2 га растительности, несмотря на мобилизацию 46 пожарных. Они так и не смогли подойти к главному очагу возгорания. Поэтому их работа заключалась в том, чтобы максимально снизить размер потерь.
В четверг утром ситуацию сложно было оценить, так как оказалось невозможно приблизиться к эпицентру. Туман, исходивший от Дордони, сливался с дымом. Пожарным оставалось только радоваться, замечая мелкий дождь, который мог бы им помочь.
Вообще, сообщения французских СМИ, в частности на прошлой неделе, напоминают сводки с театра военных действий. Не только южные и юго-западные департаменты — вся Франция сегодня сражается с огнем.
Крупные противопожарные силы и средства — только пожарных около 500 человек — развернуты в департаменте Од, к юго-востоку от Каркассона. Здесь огонь вспыхнул в среду около 16.00 в городе Монтират. В четверг утром пламя уже уничтожило более 900 гектаров соснового леса. «Это горный склон, к которому очень трудно добраться, с небольшим количеством троп, — говорит Филипп Фабр, руководитель оперативной группы ведомственной пожарно-спасательной службы (SDIS) департамента Од. — Так что танкерам (пожарным автомобилям. — П. В.) трудно получить доступ к месту возгорания». Происхождение этого пожара, как сообщало Радио Франс, до сих пор неизвестно.
Пожар в сосновом лесу в Баньюль-сюр-Мер в Восточных Пиренеях ночью с понедельника на вторник и крупный пожар в Кассаньоле в департаменте Гар в понедельник вечером были быстро взяты под контроль. Но из-за сильных ветров скоростью до 70 км/ч. пожарные остаются начеку, особенно в департаментах Эро и Гар. 70 человек и 25 единиц транспорта, которым помогали воздушные средства, были немедленно привлечены, чтобы предотвратить распространение огня. Пять «водяных бомбардировщиков» Canadair и Dash прибыли в регион, чтобы укрепить авиабазу в Ниме.У пилотов этих «бомбардировщиков» есть, как правило, тридцать минут, чтобы добраться до места пожара. Самолеты загружаются специальной медленно испаряющейся жидкостью, состоящей из 80 % воды и 20 % химикатов, включая полифосфат аммония и смесь оксида железа, которая помечает землю красным и не позволяет летчикам возвращаться дважды в одно и то же место.Пилоты-пожарные — настоящие герои. На их долю выпадает едва ли не основная нагрузка при тушении очагов возгорания в труднодоступных гористых и лесистых ландшафтах. При этом летчики подвергаются, пожалуй, самому большому риску.
Недавно вся Франция была потрясена трагедией, произошедшей всё в том же департаменте Гар. 2 августа самолет-амфибия Tracker 22, тушивший лесной пожар, который уничтожил более 300 гектаров леса, потерпел крушение в коммуне Женерак. 49-летний опытный пилот Франк Шено погиб. Бывший военный летчик был женат, имел двоих детей, мальчика и девочку.
«Сегодня вечером пилот бомбардировщика погиб, сражаясь с огнем, и отдал свою жизнь, чтобы спасти жизни других», — написал в Twitter президент Французской Республики Эммануэль Макрон вечером в день катастрофы. Премьер-министр Эдуар Филипп также почтил память жертвы, выразив свою поддержку пилотам гражданской безопасности и всем тем, кто борется с огнем. Министр внутренних дел Франции Кристоф Кастанер выразил соболезнования семье и близким пожарного, находившегося на борту самолета.
Как говорит в интервью «La Croix» один из товарищей героя-летчика, пилот Canadair Стефан Ле Барс, во Франции только 72 пилота работают на гражданскую безопасность, из коих четырнадцать до гибели Шено — на трекере. Отныне их всего тринадцать…
Пожар в Женераке, унесший жизнь Франки, как называли его друзья, имел, по всей видимости, криминальное происхождение, что вызывает справедливый гнев местных жителей, пожарных и пилотов. «Эти сумасшедшие люди, которые разжигают огни, очень редко встречаются с властями», — сожалеет Стефан Ле Барс.
Согласно данным французских пожарных, 90 % пожаров происходит из-за человеческого фактора. В двух случаях из трех они вызваны неосторожностью. По законам Французской Республики лица, виновные в умышленных поджогах лесных насаждений, могут быть наказаны лишением свободы на срок до 15 лет и штрафом в размере 150 000 евро.