22 февраля 2019 года председатель Правительства РФ Д.А.Медведев дал поручение Минприроды России, Минюсту России, Минэкономразвития России и Минфину России в срок до 20 мая 2019 года представить предложения об организации работы по подготовке новой редакции Лесного кодекса РФ (ссылка).
Предложения эти были в Правительство РФ своевременно представлены – как минимум, от Минприроды и Минэкономразвития. Об этом сообщает издание Коммерсант:Отложенное лесоустройство. “Ъ” узнал о предложениях Минприроды и Минэкономики к концепции нового Лесного кодекса
В предложениях министерств есть и плюсы, и минусы. Главный плюс – в том, что оба они предлагают с разработкой нового Лесного кодекса РФ не спешить. Минприроды предлагает разрабатывать новый кодекс в два этапа: сначала – его концепцию (на это предлагается потратить полтора года), и потом, если концепция будет утверждена Правительством РФ, на ее основе – сам кодекс. Минэкономразвития по сути предлагает примерно то же самое, хоть и другими словами. Предложения обоих министерств, насколько известно, в целом весьма консервативны – в отличие 2004-2006 годов, когда новый Лесной кодекс готовился по принципу “все старое разрушим до основания, и на голом месте выстроим что-нибудь новое”, сейчас многие важнейшие элементы системы управления лесами (систему собственности, например) предполагается оставить неизменными.
Главный минус – в том, что ни у одного из министерств нет прорывных идей насчет того, как российскому лесному сектору перейти от преобладающей сейчас экстенсивной (бесхозяйственной) модели лесопользования, при которой лес используется просто как месторождение бревен, к полноценному лесному хозяйству. Более того – каждое из них пытается использовать затею с разработкой нового кодекса как инструмент для проталкивания своих любимых идей (Минприроды – федерализации и монополизации лесоустройства, Минэкономразвития – перехода от категорий земель к функциональному зонированию, фактически к “ручному управлению” земельной собственностью).
В общем, каких-то быстрых спонтанных действий по разработке нового Лесного кодекса РФ в обозримом будущем, скорее всего, ожидать не приходится – и, с учетом качества наших нынешних законодателей, это скорее хорошо, чем плохо.
Отложенное лесоустройство
“Ъ” узнал о предложениях Минприроды и Минэкономики к концепции нового Лесного кодекса
Газета “Коммерсантъ” №99 от 10.06.2019, стр. 5
“Ъ” ознакомился с предложениями Минприроды и Минэкономики в рамках реформы Лесного кодекса. Ранее представить предложения для подготовки нового документа поручил премьер-министр Дмитрий Медведев. В первую очередь природоохранное ведомство собирается вернуть на федеральный уровень лесоустройство. Минэкономики предлагает перевести из лесного законодательства в земельное вопросы, касающиеся образования лесных участков, платы за них и определения разрешенного использования. Концепцию нового Лесного кодекса Минприроды планирует разработать к концу 2020 года. Эксперты считают, что создание работоспособного документа может занять до семи лет.
«По мнению Минприроды, приоритетной задачей совершенствования лесного законодательства должно стать решение вопроса обеспечения сохранения лесов»,— заявили “Ъ” в ведомстве. Для этого там предлагают передать на федеральный уровень полномочия по лесоустройству (речь, в частности, идет о системе управления территорией, объеме изъятия древесины и других параметрах), разделить функции по государственному лесному надзору и лесной охране (см. “Ъ” от 3 апреля), а также усовершенствовать процедуры при перевозке и учете древесины.
Ранее премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Минприроды, Минэкономики и Минфину к 20 мая представить предложения по подготовке новой редакции Лесного кодекса. Господин Медведев также распорядился продолжить работу в соответствии с ранее данными поручениями в части усиления контроля за оборотом древесины, противодействия ее незаконной заготовке и перехода к электронной маркировке древесины.
В рамках новой редакции кодекса Минприроды предлагает расширить применение механизма маркировки древесины, передать на федеральный уровень полномочия по тушению пожаров на землях лесного фонда в условиях высокой и чрезвычайной пожарной опасности, а также урегулировать проблемы, возникающие в связи с размещением в лесах объектов капитального строительства и других сооружений. В Минприроды заявили, что предложения по поручению были направлены 16 мая.
В Минэкономики “Ъ” в конце мая сообщили, что «пока состоялось только одно заседание оргкомитета при Минприроды, на котором, естественно, не могли обсуждаться никакие смысловые вопросы». Минэкономики в рамках реформы кодекса предлагает разграничить лесное и земельное законодательства. «Все экологические вопросы защиты лесных насаждений, их вырубки и восстановления должны быть, безусловно, предметом лесного законодательства. Но вопросы образования лесных участков, определения разрешенного использования, их предоставления, определения платы за них целесообразно решать единообразно для всей страны, не делая исключений для лесных участков. Не вполне понятно, почему должно зависеть образование участка, на самом деле тесно связанное с кадастром и регистрацией прав на него, от лесов, которые на этом участке растут»,— заявляли в ведомстве. В Минэкономики для решения этих вопросов предлагают свой законопроект о переходе к территориальному зонированию и отмене деления земель на категории (см. “Ъ” от 11 апреля). В нем ведомство, в частности, предлагает, что к лесной зоне будут отнесены только земли, покрытые лесами и предназначенные для лесовосстановления, в том числе заброшенные и заросшие лесом сельскохозяйственные земли. Земли, используемые для застройки и ведения сельского хозяйства, будут обособлены в другие территориальные зоны. «В соответствии с действующим Лесным кодексом, в лесу могут располагаться здания. Для правильного и безопасного их размещения необходимо принять в учет их назначение, взаимное соотношение, пожарные разрывы и прочие параметры,— пояснили “Ъ” в Минэкономики.— Но в арсенале управления такими землями в лесах средств для решения этих вопросов нет, там речь идет только про вырубку и насаждения».
В Минприроды заявили, что до конца 2020 года будет подготовлена и представлена в правительство новая концепция Лесного кодекса. Глава лесного отдела «Гринписа России» Алексей Ярошенко считает, что спешить с реформой лесного законодательства не нужно. «В сумме процесс разработки нового кодекса может занять пять-семь лет, а может быть, и больше. Быстрее можно сделать только очередную халтуру»,— говорит он. Предложения природоохранного ведомства эксперт называет консервативными, а идею передать лесоустройство на федеральный уровень — «радикальной и опасной». «Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (“Рослесинфорг”.— “Ъ”) уже провалил те виды лесоучетных работ, за которые отвечал, в частности государственную инвентаризацию лесов и обобщение информации государственного лесного реестра. Есть риск, что он также провалит и лесоустройство»,— считает он. По мнению эксперта, федерализация лесоустройства может привести к монополизации рынка «с неизбежно вытекающими из нее проблемами роста стоимости при отсутствии мотивов к росту качества».
Анна Васильева
https://www.kommersant.ru/doc/3997814?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com
|