25 марта 2019 года новый общественный совет при Минприроды России (образованный на основании приказа этого министерства от 5 марта 2019 года № 135, пока даже официально не опубликованного) собирается рассматривать вопрос о лесовосстановлении в Российской Федерации. По предварительной информации, с основным докладом по этому вопросу от министерства должен выступить замминистра – руководитель Рослесхоза И.В.Валентик. В справке к его выступлению говорится, что лесовосстановление в России в 2018 году проведено на площади 954,6 тыс. га, в том числе созданием лесных культур – 188 тыс. га, что одной из целей нацпроекта “Экология” является обеспечение баланса выбытия и воспроизводства лесов в соотношении 100% к 2024 году, и что для повышения эффективности мероприятий по воспроизводству лесов предполагается увеличить долю посадочного материала с закрытой корневой системой при искусственном и комбинированном лесовосстановлении до 45% к 2030 году. Если не вникать в детали – то выглядит это все как будто бы неплохо: и нынешняя ситуация не так уж плоха (площадь сплошных рубок в России составляет в среднем около миллиона гектаров в год – то есть лесовосстановление, если исходить из данных Рослесхоза, проводится почти на всей их площади), и тем более хороши планы по воспроизводству всех лесов и по увеличению доли современного посадочного материала, используемого при этом воспроизводстве. А вот если вникать в детали – то сразу становится ясно, что справка эта представляет собой полную ерунду, а само по себе выполнение заявленных целей нацпроекта “Экология” практически никак не повлияет на эффективность и результативность воспроизводства лесов в России. Почему? Для того, чтобы на вырубках появился новый лес – никаким лесовосстановлением в принципе заниматься не нужно. Практически любой брошенный на произвол судьбы участок земли в пределах лесной зоны, там, где природные условия позволяют расти лесу, довольно быстро естественным образом зарастает древесной растительностью. Как правило, зарастание происходит так называемыми пионерными породами деревьев – теми, которые биологически приспособлены к захвату новых открытых площадей (в первую очередь березой, осиной, ивой), и обильная их поросль появляется уже в первый год после рубки. Но людям чаще всего нужны, прежде всего для различных хозяйственных целей, другие породы деревьев – хвойные (главным образом сосна и ель) и твердолиственные (главным образом дуб). Смысл лесовосстановления, за редкими исключениями, именно в том и состоит, чтобы получить не тот хозяйственно малоценный лес, который образовался бы на вырубках сам собой, а лес, состоящий из нужных людям ценных пород деревьев – причем в первом же поколении после рубки, и как можно быстрее. Это важно не только с экономической точки зрения, но и с социальной, и с природоохранной: если на уже освоенных человеком землях хозяйственно ценные леса не воспроизводятся – в рубку приходится вовлекать последние остатки диких лесов и другие ценные природные территории, а оставшиеся без необходимых ресурсов лесные поселки забрасываются и гибнут. Выращивание же хозяйственно ценных лесов позволяет бесконечно использовать староосвоенные лесные земли, бесконечно сохранять рабочие места и источники дохода для местного населения. А для того, чтобы такие леса вырастали – нужно не только сажать деревья целевых пород или создавать условия для их естественного возобновления, но и в течение довольно длительного времени специальным образом ухаживать за ними, чтобы они не проиграли конкурентную борьбу поросли пионерных деревьев. В противном случае береза, осина, ива, а иногда и крупные кустарники, в большинстве случаев обгонят целевые деревья, перехватят большую часть необходимого для фотосинтеза и роста света, а высаженные ценные деревья или погибнут совсем (сосна), или частично выживут в виде чахлых заморышей под пологом быстрорастущих лиственных (ель, дуб). В результате, как бы качественно ни проводилось лесовосстановление, и какой бы ни использовался при этом посадочный материал – без правильного последующего ухода вырубки почти всегда зарастают тем же самым, чем заросли бы вообще без какого-либо лесовосстановления. Вот так обычно выглядят результаты выполненного по всем правилам лесовосстановления без последующего ухода или с некачественным последующим уходом: При интенсивном лесовыращивании уход за растущим лесом проводится на протяжении всей его жизни; но самое большое значение имеет уход на ранних этапах его развития – примерно до двадцати лет после лесовосстановления. Этот ранний уход включает в себя три основных вида мероприятий: так называемый “агротехнический уход” – удаление сорной травянистой растительности, мешающей развитию целевых деревьев в первые годы их жизни, и рубки ухода в молодняках: осветления – удаление поросли нежелательных деревьев и кустарников, мешающих развитию целевых деревьев до достижения ими примерно десятилетнего возраста, и прочистки – разреживание молодого леса до той густоты, при которой он может расти здоровым и крепким, и удаление оставшихся нежелательных деревьев. Заканчивается период рубок ухода в молодняках в двадцать лет – и по уму, и по правилам ухода за лесами. Чтобы получить молодой лес оптимального состава и оптимальной густоты, в среднем на каждом участке, где проведено лесовосстановление, должно быть проведено два приема рубок ухода за молодняками. В каких-то случаях можно ограничиться одним приемом, совмещающим в себе функции и осветлений, и прочисток – но в каких-то случаях может потребоваться большее число приемов, особенно на самых богатых почвах в регионах с самым благоприятным для роста деревьев, в том числе пионерных пород, климатом. Так что два гектара рубок ухода в молодняках (это без агроуходов) на один гектар лесовосстановления – это нормальное среднее соотношение для постоянного качественного лесного хозяйства. Если же многие молодняки запущены, уход за ними давно не проводился – тогда, конечно, в течение какого-то времени ухаживать нужно больше и интенсивнее, сокращая накопленный разрыв. Таким образом, чтобы лесовосстановление, проводимое на площади около 950 тысяч гектаров в год, было эффективным (а примерно на таких площадях оно проводилось и в предыдущие годы) – площади рубок ухода в молодняках в России должны составлять примерно 1,9 миллиона гектаров в год. А каковы они на самом деле, или хотя бы в официальной отчетности? Согласно данным ЕМИСС, площадь рубок ухода в молодняках в Российской Федерации в 2017 году составила 270 тысяч гектаров – это примерно в семь раз меньше потребности. И никаких изменений этого соотношения нацпроект “Экология” в явном виде не предусматривает – а это означает, что даже если все рубки ухода в молодняках будут проводиться самым разумным и качественным образом, лесовосстановление по меньшей мере в 85% случаев окажется просто безрезультатным. Но в реальности качественное проведение ухода за молодняками – это скорее исключение, чем правило. В подавляющем большинстве случаев, особенно в таежной зоне, реальный уход за всей площадью, на которой проведено лесовосстановление, подменяется так называемым “коридорным” уходом – расчисткой от нежелательной растительности узких полос, примыкающих к рядам высаженных ценных деревьев (или, иногда, просто полос, если никаких рядов нет). Такой уход на какое-то время освобождает молодые ценные деревья от конкуренции с нежелательной растительностью – но ненадолго, поскольку пионерные деревья растут быстрее, и их кроны быстро смыкаются над прочищенными коридорами. Коридорный уход улучшает статистику (именно на него приходится основная часть учтенных 270 тысяч гектаров рубок ухода в молодняках) – но почти не дает результатов: “ухоженные” молодые леса все равно чахнут и гибнут. Вот так выглядят обычные результаты “коридорного” ухода за лесными культурами – все сделано в соответствии с правилами, но результат не достигнут, высаженные ценные деревья погибли или почти погибли: Отметим, что такой подход к уходу не является чем-то совсем новым для российского лесного хозяйства. Например, отраслевой стандарт ОСТ 56-99-93 “Культуры лесные. Оценка качества” 1993 года допускал для лесных культур (искусственно восстановленного леса) второго класса наличие нежелательных деревьев в междурядьях, на расстоянии 1,2 метра от целевых деревьев и более, втрое превышающих по высоте деревья целевой породы. То есть и четверть века назад, и более, лесные культуры, практически уже ушедшие под полог нежелательных деревьев, не считались браком и попадали в официальную статистику как успешно выращенные. Все это усугубляется крайне низким качеством работ и ужасающей технологической культурой во всем, что касается лесовосстановления и ухода за лесами. Исключения есть – это или некоторые некрупные регионы малолесной зоны, которые смогли сохранить какие-то остатки лесного хозяйства после введения в действие Лесного кодекса РФ 2006 года, или отдельные (единичные) лесопользователи, но в масштабах страны эти исключения почти незаметны. Даже то, что делается, часто делается так, что не приносит даже краткосрочного результата – просто в силу отсутствия опыта и знаний у исполнителей, выбора неправильных технологий и тому подобных причин. И еще один важный момент стоит иметь в виду. Площадь, на которой в нашей стране леса ежегодно гибнут от пожаров, в несколько раз превышает площадь всех видов сплошных рубок, включая незаконные рубки. Среднемноголетняя площадь сплошных рубок всех видов составляет около миллиона гектаров в год, срендемноголетняя площадь лесов, погибших в результате пожаров – 3-4 миллиона гектаров в год. Часть лесов, гибнущих от пожаров, приходится на удаленные и труднодоступные территории севера Сибири и Дальнего Востока, где никакое лесное хозяйство невозможно в силу природных и социально-экономических причин. Но немалая часть этих гибнущих лесов приходится и на освоенные человеком территории, в том числе используемые для заготовки древесины – там воспроизводить хозяйственно ценные леса нужно, даже если погибли они от стихийных причин (тем более, что главная стихийная причина – бестолковые люди со спичками). А это дополнительно увеличивает потребность в уходе за молодыми лесами, причем увеличивает существенно. Что делать?Очевидно, что при сохранении нынешнего подхода к воспроизводству лесов – когда леса сажаются на больших площадях, и на еще больших площадях проводятся меры, содействующие естественному возобновлению ценных деревьев, но из-за низкого качества работ и отсутствия последующего ухода в результате почти ничего ценного не вырастает – вкладывать дополнительные силы и средства именно в лесовосстановление в узком смысле этого слова просто бессмысленно. Без изменения всей системы воспроизводства лесов все эти силы и средства – и те, что тратятся сейчас, и те, что будут потрачены дополнительно в рамках нацпроекта “Экология” – будут потрачены практически впустую. Чтобы такого не произошло, нужно сделать несколько важных шагов, а именно: 1. Внести в Лесной кодекс РФ изменения, предусматривающие связь между установленными объемами заготовки древесины и качеством лесного хозяйства (в частности, предусмотреть снижение разрешенных объемов заготовки по хвойному и твердолиственному хозяйствам в случае, если воспроизводство соответствующих лесов после рубок в границах лесничества или лесного участка не обеспечивается). При разработке нового Лесного кодекса РФ необходимо перейти от концепции “освоения лесов” (развития лесного сектора как отрасли добывающей промышленности и использования леса как природного месторождения древесины) к концепции лесного хозяйства (развития лесного сектора как отрасли растениеводства и использования освоенных лесов как места для выращивания древесины). 2. Внести в Правила лесовосстановления, Правила ухода за лесами, Порядок отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, занятым лесными насаждениями, и Порядок осуществления государственного мониторинга воспроизводства лесов изменения, переориентирующие эти правовые акты с регулирования процессов и ранних этапов лесовосстановления на регулирование результатов воспроизводства лесов (получение хозяйственно ценных насаждений определенного состава и густоты к окончанию периода ухода за молодняками). 3. Признать воспроизводство лесов общественными работами (в понимании ст. 24 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации”), имеющими ключевое значение для социально-экономического развития сельских территорий России, и предусмотреть выделение значительных средств из федерального бюджета на организацию этих работ органами государственной власти субъектов РФ и лесопользователями в качестве меры социальной поддержки сельского населения. 4. Разработать механизм субсидирования из федерального бюджета мер по ликвидации накопленного дефицита ухода за молодняками, способного привести к потере результатов ранее проведенного лесовосстановления, в том числе в лесах, переданных в аренду или постоянное (бессрочное) пользование, если масштабы необходимого ухода несопоставимо велики по сравнению с масштабами нынешнего лесопользования. 5. Признать, что экстенсивная (бесхозяйственная) модель лесопользования, при которой за установленный оборот (возраст) рубки не обеспечивается воспроизводство хозяйственно ценных лесов, никак и ни при каких условиях не может считаться экологически приемлемым, социально выгодным и экономически жизнеспособным управлением лесами, и потому не должна быть предметом добровольной лесной сертификации по какой бы то ни было из существующих систем такой сертификации (FSC, PEFC и т.д.), а все ранее выданные сертификаты, относящиеся к такому лесопользованию, должны быть в течение короткого срока приостановлены или отозваны. 6. Исключить предоставление каких бы то ни было льгот и субсидий инвестиционным проектам в области освоения лесов, и включение в перечень приоритетных инвестпроектов, если эти проекты не предусматривают в явном виде переход от экстенсивной (бесхозяйственной) модели лесопользования к полноценному лесному хозяйству, обеспечивающему сохранение лесов от непроизводительных потерь и воспроизводство ценных лесов за установленный оборот (возраст) рубки. Предусмотреть обязательность исключения проектов из перечня приоритетных, если в предоставленных для реализации этих проектов лесах не обеспечивается полноценное лесное хозяйство. 7. Максимально способствовать вовлечению в интенсивное лесовыращивание наиболее подходящих для этого по природным и социально-экономическим условиям земель, в том числе безнадежно выбывших из использования бывших земель сельскохозяйственного назначения. Оценочно, это может по меньшей мере на треть увеличить площади земель, пригодных в России для интенсивного лесного хозяйства, плантационного лесовыращивания и лесного фермерства. Примечание. Для проведения работ, указанных в пунктах 3 и 4, оптимальный размер финансирования из федерального бюджета должен составлять примерно 30-40 млрд. руб. в год – это очень много по меркам российского лесного хозяйства, но не запредельно много по меркам бюджетной системы государства в целом. Например, стоимость строительства одного только стадиона Зенит-Аренда в Санкт-Петербурге оценивается примерно в 43-47 млрд. руб., стоимость проведения зимней Универсиады в Красноярске – примерно в 75 млрд. руб., и т.д. При этом лесовыращивание и в целом лесное хозяйство традиционно является второй по значимости (после сельского хозяйства) отраслью, от которой зависит развитие сельских территорий России. |